Вы здесь

На дотационной «игле»

Депутаты Омского городского Совета приняли к рассмотрению проект городского бюджета на 2018 год. На 10 ноября назначены публичные слушания.  

 Недугом под названием финансовая депрессия областной центр страдает на протяжении многих лет, а в последнее время – особенно.  Вот и в этом году бюджет областного центра предполагается дефицитным.

Публичные слушания - одна из форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления. Предполагают они участие жителей Омска в обсуждении муниципальных правовых актов. Проекта бюджета в том числе. Но для того, чтобы высказать мнение, необходимо его сформировать. Желательно заранее. 

 В тот день, когда проект бюджета оказался в стенах Омского городского совета, его основные положения на встрече с журналистами озвучила директор департамента финансов и контроля администрации города Омска Инна Парыгина.

Бюджет Омска в следующем финансовом году, по её словам, сохранит социальную направленность: порядка 70% расходов – это расходы на социальную сферу, в том числе на увеличение зарплат бюджетникам. В бюджете заложены средства на реализацию важнейших инфраструктурных проектов: на строительство дорог выделено порядка 50 миллионов рублей из собственных доходов города плюс 1 миллиард рублей из вышестоящих бюджетов. В нормативное состояние планируется привести 37 объектов улично-дорожной сети…

В рамках программы по формированию комфортной городской среды на ремонт дворовых территорий и благоустройство общественных пространств выделяется порядка 150 миллионов рублей. Из бюджетов разных уровней…

Сфера образования. Планируется строительство двух школ в Центральном округе: по улице Завертяева и в микрорайоне «Амурский-2». Кроме того, 100 миллионов рублей будет потрачено на проведение ремонтных работ в бюджетных образовательных учреждениях и укрепление их материально-технической базы… 

 Отрадно! Но ситуация с наполняемостью городской казны в предстоящем году не улучшится. 

 - Объем планируемых расходов составляет 14 миллиардов 853 миллиона рублей. Дефицит городского бюджета в будущем году - 775 миллионов рублей. Денег на всё не хватит. Бюджет пришлось корректировать в сторону уменьшения, в том числе, в связи с планируемым снижением доходов от аренды находящихся в муниципальной собственности земельных участков. По этой причине бюджет недополучит около 396 миллионов рублей. Ожидаемый уровень бюджетного дефицита составит почти 10%, - констатировала Инна Парыгина.

К тому же, по ее словам, бюджетный дефицит будет сопровождаться ростом муниципального долга.

- На сегодняшний день долг составляет 5 миллиардов 600 миллионов рублей. За четыре последних года долг вырос более чем на 3 миллиарда. А к окончанию следующего года его объем станет равным величине собственных доходов города, составив 7 миллиардов 905 миллионов. Это максимально возможный размер долга, предусмотренный бюджетным законодательством для недотационных муниципальных образований.

 Стоит повториться: собственные доходы областного центра составят 7 миллиардов 905 миллионов рублей. Это чуть более половины городского бюджета. Остальное – безвозмездные поступления из областного и федерального бюджетов. Субвенции.

 Поскольку денег в городской казне катастрофически не хватает, стала обычной практика привлечение займов, в том числе банковских кредитов. Мэрия регулярно, из года в год, заключает договоры кредитных линий. Начиная с 2015 года, привлекаются кредиты из федерального бюджета - около 700 миллионов рублей ежегодно. Кроме того, возможно, деньги будут заимствоваться у граждан. Как сообщила Инна Парыгина, планируется  выпуск муниципальных облигаций.

 В будущем году для покрытия дефицита мэрия одолжит более 1 миллиарда 500 миллионов рублей… Как упоминалось, дефицит бюджета составит 775 миллионов. Возникает вопрос: куда планируется потратить еще половину?

Можно предположить, что на обслуживание муниципального долга. Ведь закон определяет кредитный договор  как договор возмездный: заемщик, в данном случае мэрия, обязана вернуть не только занятые деньги, но и начисленные на них проценты. В каждом случае мэрия отдает кредитору большую сумму, чем привлекает. Соответственно и каждый последующий заём производится на большую сумму, чем предыдущий. По информации Инны Парыгиной, процент по договорам кредитных линий, составлял 8.5% годовых. Процент по бюджетным кредитам чисто символический, конечно, – 0,1% в год, но, как говорится, копейка к копейке. Кроме того, иные договоры заключаются сроком на год и более. Заемные средства привлекаются в бюджет, предположим 2016 года, а рассчитывается по договору уже в следующем, в 2017-м. Тогда же городская казна тратится на уплату процентов по займам. 

Муниципальный долг растет подобно снежному кому. Из года в год. Рост долга – неизбежный результат принятия дефицитных бюджетов последних лет. 

Сбросить долговое бремя городу вряд ли по силам. В ближайшие несколько лет. А вот прекратить привлечение займов, дабы размер долга не увеличивать, мэрия может. Но станет ли? В этой связи интересным представляется следующее высказывание:

 - Все деньги, привлекаемые в качестве кредитных ресурсов, были направлены на развитие города, на строительство объектов социального назначения в том числе. При этом мы привлекли средств областного и федерального бюджетов на общую сумму около 13 миллиардов 500 миллионов рублей. Можно было не привлекать кредитные ресурсы. Но, в этом случае, мы бы топтались на месте, проедая бюджет города. Мы бы ничего не построили и не получили средств из федерального бюджета.

Получается, что кредиты городу жизненно необходимы. Помимо всего прочего они позволяют привлечь дотации из вышестоящих бюджетов для осуществления различных программ и проектов на условиях софинансирования. Без дотаций город не выживет. Омск плотно «сидит» на дотационной игле. 

Очевидно, что от финансовой депрессии Омск избавит лишь  увеличение собственных доходов. И не за счет продажи, читай – разбазаривания, муниципального имущества, а за счет увеличения объема предоставляемых платных услуг и работ, например. В будущем году планируемый доход от такого вида деятельности  составит лишь четыре миллиона пятьсот тридцать тысяч рублей. Мизер. Однако мэрия предпочитает идти по пути наименьшего сопротивления. Действительно, зачем стремиться к увеличению собственных доходов, развивая сферу платных услуг тут же, если можно за счет займов погашать дефицит городского бюджета, привлекать дотации из бюджетов вышестоящих, за счет которых и решать городские проблемы.

На вопрос о том, когда город избавится от долгов, Инна Парыгина ответила:

 - Будут деньги – рассчитаемся.

  Деньги заняли, а там хоть трава не расти?

 Финансовая ситуация в нашем городе характерна для страны в целом.

 - Я хочу сказать, что на сегодняшний день ни один субъект Российской Федерации не «живет» на свои собственный средства. Все живут в кредит, - поведала чиновник.

Это верно. По информации, предоставленной председателем счетной палаты Татьяной Голиковой, к 1 июня 2017 года государственный долг субъектов РФ и муниципальных образований составлял что-то около 2 триллионов 400 миллиардов рублей. Половина долга —задолженность по бюджетным кредитам, остальная часть – по коммерческим заимствованиям. Страна живет в долг, поскольку собственных доходов – минимум. Вот и гоняют огромные денежные массы по бюджетной вертикали.

Вся страна на дотационной «игле»…

Максим СЕВРУК.

 

 

 

Пожалуйста, заполните все поля , и мы Вам перезвоним.