Вы здесь

«Омского Мимино» обложили исками за бескорыстие

У Вадим Остапова, того самого Омского Мимино, 19 сентября был день рождения, – стукнуло 48 годков. Но он приехал в город для того, чтобы встретиться с очередной партией журналистов. На пять минут буквально разминулась я со съемочной бригадой НТВ, снимавшей сюжет про Остапова.  

– Вот такой у меня выходной, – добродушно смеется Вадим.

А его телефон тем временем надрывается. Звонят друзья с поздравлениями, жена Татьяна, которая настойчиво требует именинника домой, корреспонденты какого-то издания, то ли местного, то ли федерального, с просьбой уделить им время. Интервью Остапов нынче дает чуть ли не каждый день. О нем написали десятки СМИ. Даже из русского филиала BBC, говорит он, приезжали в Омск по его душу.  

История жителя села Трубецкое Азовского района не зря идет нарасхват, уж больно она нетипичная по современным меркам. Простой трудяга-водитель, 10 лет назад перебравшийся из Омска в деревню, подрядился этим летом бесплатно возить на «ГАЗели» до города больных и неимущих односельчан. А вместо платы за проезд – улыбки пассажиров!

Казалось бы, эта идея должна была принести Остапову всеобщий почет и уважение. Но в реальности его за альтруизм «наградили» тремя судебными исками. Приговор по первому исковому заявлению уже вынесен: Вадиму надлежит выплатить штраф в размере 50 тысяч рублей.

Маршруты азовские

Как уже писала «Новая газета – Западная Сибирь», основной доход семья Остаповых получает от пекарни, которой владеет жена Вадима. Поскольку пекарня находится в Омске, а работают в ней девушки из Трубецкого и соседних с ним деревень, Остаповы арендовали «ГАЗель». На ней Вадим каждый день возит персонал на работу и обратно. Делать приходится по два–три рейса из Трубецкого в город и обратно. Поначалу он ездил почти пустой – пекарня небольшая, и смена состоит из четырех-пяти человек. Но потом Вадима осенило, что он мог бы кататься по маршруту с пользой для других. В июле Остапов отправился в администрацию Александровского сельского поселения Азовского района с предложением организовать социальные перевозки. Те немало удивились, но, поняв, что никакого подвоха тут нет, дали согласие. Вскоре был оформлен договор между автором социального проекта и чиновниками. Для удобства водителя и пассажиров решили ввести что–то вроде социальных талонов, на которых были указаны координаты Вадима. Основной клиент – пенсионеры и малоимущие из Трубецкого, Александровки и Руслановки (все входят в Александровское сельское поселение), получающие талоны в администрации и в фельдшерском пункте. «Социальных» Вадим возит бесплатно. Обязательное условие для пассажиров – предварительная запись.

Маршрутка наконец–то наполнилась людьми, душа Остапова – радостью. В этот момент он и попал в поле зрения крупной компании-перевозчика, машины которой обслуживают Азовский район. Узрев в Остапове конкурента, представители компании потребовали, чтобы мужчина «пошел» к ним под крыло, то есть стал бы делиться прибылью.

Ходьба полезна для здоровья

Тут надо сделать небольшую оговорку. Берет на борт Остапов и «платников», но не случайных людей с улицы, а тех, кто сотрудничает с ним по все тому же «предзаказу». Доля таких пассажиров в общем, бесплатном, трафике, по его словам, невелика. Брать их приходится из двух соображений. С одной стороны, хочется хоть немного оправдать траты на горючее, с другой, нужно выручать и тех односельчан, кто в социальную категорию не попал. С недавних пор муниципальные автобусы в здешних краях – редкие гости. Большинство маршрутов попали под сокращение, и «пазики» «Омскоблавтотранса» заглядывают в деревни Александровского сельского поселения три раза в неделю. Как только в начале этого года транспортники утвердили новую схему, сельчане бросились собирать подписи за то, чтобы вернуть упраздненные маршруты. Остапов лично развозил обращения по чиновникам. Но те, глядя на ходатая с высоты своих должностей, заявляли, что никакой проблемы в этом не видят. Дескать, по трассе до Омска ходит множество маршрутов. Выбирай любой, останавливай и езжай себе куда хочешь. А то, что от Трубецкого до трассы около шести километров пешком, так это пустяки. Больше ходишь – здоровее будешь.

Впрочем, вернемся к оппонентам Остапова. Если смотреть на вещи трезвым взглядом, сыр-бор загорелся фактически на пустом месте.

– Им кажется, что я их обкрадываю. Вот они видят, как из моей «ГАЗели» выходят 10 человек, и думают, что со всех я деньги взял, – рассказывает Вадим. – А из этих десяти может быть один, максимум, два мне заплатили. Остальные – по социальным талонам.

Остапов объясняет, что три рейса в день – это 1400 рублей за газ. А за счет «платных пассажиров» в самые «тучные» и удачные дни он, максимум, выручает 1500 рублей. То есть просто оправдает заправку машины. А стоимость поездки, кстати, у него дешевле, чем если бы вы добирались из Трубецкого в Омск на муниципальном транспорте – 150 рублей портив 250 рэ.

Рождение «Омского Мимино»

Со своими так называемыми конкурентами Остапов до последнего пытался решить конфликт миром.    

– Они когда приставали ко мне, я у них спрашивал: «Вы будете возить бесплатно людей?»

– Мы что, дураки, что ли?

– Вот! А я возил, вожу и буду возить бесплатно.

Но ход мыслей Остапова, его рассуждения о том, как важно делать добро людям, бескорыстно, просто ради того, чтобы они улыбались, оппонентам были решительно непонятны. Довольно быстро от обычных требований они перешли к угрозам. Как–то прокололи колеса в машине, в другой раз напали и побили, но аккуратно, не оставив синяков. Однажды пять человек, представившихся сотрудниками некоммерческого партнерства «Безопасный город», остановили остаповскую «газельку» на трассе. Один, якобы начальник службы охраны компании, настоятельно потребовал договориться с неким Петраковым (вероятно, речь идет об Алексее Петракове, одном из учредителей НП «Безопасный город» – прим.авт.).  Итог переговоров – разбитые на Остапове очки и две вусмерть перепуганные бабульки, находившиеся в тот момент в салоне его маршрутки.   

– Может быть, и убили бы они меня, но я тогда первый день как видеорегистратор на машину поставил. Предупредил их, что ведется съемка. Это меня, наверное, и спасло,  – уверен Вадим.

Чуть позже записи с видеорегистратора Остапов станет выкладывать на свой YouTube-канал «Омский Мимино», который он завел по совету младшего сына, девятилетнего Вадика, с целью хоть как–то обезопасить себя и свою семью в этой ситуации. Мимино – любимый киногерой Вадима, когда–то пленивший его своим бескорыстным отношением к людям.

Движение в сторону победы?

Методом кнута «приручить» Остапова не удалось, хотя нервы ему изрядно потрепали.

– Я за это время килограмм на 10 похудел. Жена моя волнуется за меня страшно. Раньше у нас был свой маленький бизнес и хоть какая-то уверенность в будущем, а как закрутилось все это – ни спокойной жизни, ни заработка. В этом месяце наш доход – минус сорок тысяч. И это без штрафа, – сокрушается Вадим, но тут же твердо добавляет: – Но я не отступлюсь! Не перестану бесплатно бабушек возить! На кого, скажите, я их брошу? У меня уже до пятого октября все расписано!

Вы можете поинтересоваться, почему ни одна из сторон не пробовала законным образом уладить этот конфликт? На самом деле, к закону апеллировали и альтруист Остапов, и обидевшиеся на него перевозчики. И то, чего они добились, тоже очень показательно, если вспомнить, в какой стране мы живем.  

Начнем с Вадима. В августе он подал заявление в отдел полиции Ленинского района Омска по фактам угроз в его адрес и нападений. Заметим, что сельчане за Остапова – горой. Многие были непосредственными очевидцами инцидентов и даже отбивали его у бандитов. И они готовы дать свидетельские показания. Но в районном ОВД заниматься этим делом не стали, «спустив» его участковому. Остапов, узнав об этом, целую неделю безуспешно ловил участкового, чтобы вручить записи с видеорегистратора, методично фиксировавшего брань и рукоприкладство со стороны представлявших транспортную компанию «переговорщиков». Ну и подсказать стражу порядка имена и фамилии нападавших (их Остапов тоже сумел установить). Но тут Вадим вдруг узнает, что дело уже закрыто – «за отсутствием состава преступления».

– Знаете, как участковый опрашивал работницу туалета у железнодорожного вокзала, которая была свидетельницей? Он спросил: - Ты видела драку на привокзальной площади? - Да, видела». - Опознаешь нападавших?. - Да». - А, может, тебе Остапов денег обещал за то, чтоб ты такие показания дала на них? Это она сама потом мне рассказывала, – возмущается Вадим. – А она действительно видела, как очередной «сотрудник безопасности», здоровый такой кабан, у которого кулаки – как моя голова, – тряс меня словно куклу.

Обескураженный таким поворотом, Остапов написал жалобу в городскую прокуратуру. Недавно ему пришел ответ, что постановление участкового об отказе в возбуждении уголовного дела отменено как незаконное. Все материалы вновь направили в полицию – для более тщательной проверки.

– Это если не победа, то хотя бы движение в ее сторону, – замечает Вадим.   

Ловля на живца

Вспомнили на определенном этапе про закон и оппоненты Остапова. Сначала они пожаловались на строптивого водителя в прокуратуру Азовского района: мол, проверьте-ка его на предмет нелегальных перевозок. Но надзорный орган никаких нарушений в деятельности Вадима не выявил. Занимается он не регулярными пассажирскими перевозками, в которых его заподозрил «Безопасный город», а перевозками по заказам. Следовательно, законодательство о лицензировании не нарушено. Но перевозчики не успокоились и призвали на подмогу сотрудников другого органа – «Управления государственного автодорожного надзора по Омской области» (УГАДН).

8 августа за несколько секунд до отправления в маршрутку к Остапову заскочила девушка. Он ее спросил, записывалась ли она предварительно. Та кивнула головой и протянула ему 150 рублей. А он простодушно ей поверил. 

Далеко от места посадки отъехать «газельке» не удалось – Вадима остановили сотрудники регионального «УГАДН». И эта самая  пассажирка рассказала им про «такого–сякого» Остапова, который взял у нее деньги за проезд. Никакого предварительного заказа она ему, естественно, не делала. Ее объяснения дали надзорному органу повод для того, чтобы инициировать в отношении Вадима очередную проверку. Но этого кому-то показалось мало. Аналогичные эпизоды – с другими героинями в главных ролях – произошли 23 августа и 8 сентября. Остапова этот «креатив» одновременно и забавляет, и возмущает:

– Хоть бы что-то новое придумали, что ли, фантазию проявили! Что ж вы по одной и той же схеме ко мне подсаживаете женщин?

В том, что во всех трех случаях пассажирки были подсадными, он даже не сомневается.

– А раз подсаживали, значит, знали, что все у меня законно, и надо кого-то незаконного подсадить, – заключает он.

Не рубите мужики, не рубите…

Три эпизода обернулись для Вадима тремя судебными исками в мировые суды Азовского и Ленинского районов. 

Первый суд прошел 15 сентября. Остапова обязали выплатить штраф в размере 50 тысяч рублей в связи с тем, что он осуществляет предпринимательскую деятельность без лицензии. 

–  Какое предпринимательство? Я – наемный работник, женой своей «арендованный». Как можно судить меня за отсутствие лицензии? Вот и прокуратура месяц назад вынесла совершенно другой вердикт, указав, что моя деятельность лицензированию не подлежит. Как же так-то? – недоумевает Вадим. 

Сегодня утром он успел заехать к адвокату. Адвокат сообщил, что основание для подачи апелляции есть, и надо этим воспользоваться.

В октябре у Остапова еще два суда с неясным прогнозом.

– Я работаю на основании федерального закона «Устав автомобильного транспорта», –Вадим терпеливо перебирает стопку бумаг, находит нужную и показывает мне. – Вот, читайте: статья пять «Виды перевозок пассажиров и багажа». Я подпадаю под второй пункт «Перевозки по заказам». И я имею право брать деньги! Заместитель прокурора города в прямом эфире одного из ТВ-каналов подтвердил, что даже если Остапов и берет деньги – это вполне законно, так как он осуществляет перевозку пассажиров по заказам на договорной основе. А меня хотят выставить вором из-за этих денег. Я – вор, что ли?

Остапов утверждает, что плата, взимаемая им за проезд, включается потом в доходную часть их семейного бизнеса и, соответственно, эта часть заработка не выпадает из поля зрения налоговых инспекторов.   

 – Может, есть у меня какие-то нарушения. Ну, укажите мне, что я неправильно делаю, и я буду делать так, как надо, исправно платить налоги, людям помогать. Что ж вы меня «рубите» полтинником штрафа? – вопрошает Вадим.

Плохой пример для «газелистов»

Но почему «рубят», Остапов, в общем-то, и сам прекрасно понимает – мужчина ведь он не глупый. Сбросив в очередной раз звонок на телефоне, Вадим вдруг выпаливает на одном дыхании:  

– Мне ж менты в открытую заявляют, что отстанут от меня, как только я улажу свои проблемы с «Безопасным городом». Не на того напали!

Недоброжелатели Остапова тоже сдаваться не собираются. Они подняли на ноги всех, кого только смогли. Со слов Вадима, изучают под микроскопом не только его деятельность, но и бизнес его жены. К примеру, пекарня удостоилась в последнее время двух внеплановых проверок – СЭС и налоговой инспекции. Впрочем, нарушений ни те, ни другие не выявили.   

– Как вы думаете, почему в вас вцепились мертвой хваткой? Вы ведь, по сути, никакого значимого ущерба крупным перевозчикам не причиняете? – интересуюсь у Остапова.

– Может, потому, что подаю плохой пример другим водителям. А вдруг те тоже начнут задумываться, кому и за что они платят? И ну как тоже взбунтуются? Решат оформить все на себя и работать самостоятельно, без «опекунов».

Вадим заводит свой старенький микроавтобус с треснутым лобовым стеклом – дела зовут в дорогу. Ему нужно еще успеть заехать за деталями для «ГАЗели», которая, как назло, вчера сломалась. Это сегодня у Остапова – день рождения и выходной. А завтра – снова на маршрут.

– Вот говорят, что интернет – это проклятие человечества. А мне он вон какую службу сослужил. Прославил омского Мимино! – улыбается именинник. –  Не то чтобы популярность эта была мне нужна. Нет.

Изначально я добивался (и добиваюсь) только одного – возможности возить нуждающихся бесплатно. Но поддержка других, знакомых и незнакомых мне людей, меня воодушевляет. Много комментариев оставляют на моем канале. Почитаешь их, и вправду становится легче. Думаешь: «Наверное, все-таки я  правильно все делаю!».

Лика Кедринская

Пожалуйста, заполните все поля , и мы Вам перезвоним.