Люди
SLAVA после КПСС
Уличный художник присвоил свое имя тысячам заборов и стен Омска Времена меняются. С полвека назад, и потом еще лет двадцать,...
Фото: Открытый источник

Уличный художник присвоил свое имя тысячам заборов и стен Омска

Времена меняются. С полвека назад, и потом еще лет двадцать, куда б ни передвигался житель Омска пешком или общественным транспортом, по центральным кварталам и по окраинам, его всюду сопровождала надпись Слава КПСС - говорят, кое-где в местах глухих и непрезентабельных сохранилась она, полустертая, и до сих пор. Но в последние годы все чаще и чаще попадается на глаза омичам более лаконичная надпись – просто SLAVA. Если та была, как правило, красной и шрифт ее не менялся, эта – более разнообразная по цвету и написанию. Ее можно увидеть в городе где угодно - на стенах жилых домов, старых и новых, заводских корпусов, бывших, заброшенных, киосков и павильонов, длинных заборах строек, промзон, опорах мостов, на гаражах, товарных вагонах, прозябающих в тупиках и даже мусорных баках.

SLAVA стала частью городского пейзажа (фото) – иногда мелькает она в сочетании с некоторыми другими словами, к примеру , JVCR (это слово ОМСК, набранное на компьютере при английской раскладке клавиатуры).

Горожане до не давних пор не знали, да и, положа руку на сердце, не интересовались в большинстве своем что б это значило: их чужая SLAVA не волновала, а на свой счет они ее не принимали, как и ранее Славу КПСС. Но та слава, если и вызывала у кого-то резкое неприятие, они его старались скрывать: негодовали (а чаще рассказывали анекдоты, исполненные сарказма) вполголоса, а если громко – то дома. А возмущение новой славой время от времени выплескивалось и в общественных местах – на форумах, в соцсетях. Характерные комментарии: «Эти убл**** весь город зас**ли», «Поймать бы их и заставить вылизывать…» и т.п.

На днях автор SLAVы (вернее, SLAв, сам не помнящий точного их количества) объявился – в галерее «Левая нога», чей девиз «Все рисуют все!», открылась его выставка под названием «Дурная SLAVA». В группе ВКонтакте это историческое событие представлено было так: «Сегодня знаковый день для Омска! Сорван покров тайны! Тот, кто покрыл город SLAVой, наконец-то показал свое лицо. Оно оказалось очень симпатичным. Наш омский Бэнкси! Выставка очень цельная, Слава показал опыт примерно 10 последних лет. Это действительно впечатляет!».

Слава Юферов, расписавший своим именем миллионный Омск, оказался скромным и добродушным парнем, кондитером по основной специальности. Среди публики, юной и молодой, собравшейся в галерее (так тесно в ней не было никогда) не нашлось ни единого недоброжелателя из тех, что желали ему в Сети всяческого зла. Куда-то подевались грозные мстители, обещавшие «засадить ему при встрече в репу», «поломать пальцы», «всечь с вертушки в голову», «сдать в полицию», в «психоневрологиеский интернат»…

Зрители спрашивали у Славы, как он пришел в стрит-арт. Оказалось, что надоумили его заняться этим искусством американцы: теггеры- райтеры появились в США в 60-е годы – во времена молодости его дедушки с бабушкой. Слава о нем узнал, когда ему было лет 15, и захотелось прославиться, прямо сейчас: к тому же имя благоприятствовало – с ним не мечтать о славе было бы странно.

Творит он в основном по ночам, чтоб не нарваться на неприятности: все эти 10 лет они случаются регулярно. На открытии выставки Слава продемонстрировал свежий след на голове - от удара палкой. Такие удары, говорит парень, не выбивают из нее «дурь», как думают многие, а наоборот – вдохновляют и побуждают к еще более рискованным замыслам.

Некоторые комментаторы ВКонтакте считают, что сравнивать его с Бэнкси нельзя, поскольку тот в отличие от райтеров, пишущих где ни попадя свои имена, «делал граффити на социальные и политические темы». Но есть и другие мнения, согласно которым Слава Юферов не так прост: если вдуматься, то своими надписями он, может быть и сам того не желая, троллит городскую и областную власть, которые спешат прославить каждый свой шаг: при этом славы получается более чем достаточно (на одной из славиных работ ею покрыта вся карта Омской области), а результат – нулевой. Примеры всем омичам известны: метро, гидроузел, международный аэропорт – о грандиозности этих замыслов десятилетиями вещали не только омские СМИ, но и федеральные, итог – плачевный: зарытые в землю десятки миллиардов рублей, Много было шума и вокруг несостоявшихся производств шведских автобусов Volvo, автомобилей Москвич, строительства «социальных микрорайнов», где похоронены средства дольщиков. Или взять недавнее происшествие, к счастью, не трагическое: в школе № 7 рухнула потолочная плитка, 12-летний ученик с разбитой головой был доставлен в больницу. Школа совсем новая: два с лишним года назад ее торжественно открывали тогдашний губернатор В.Н. Назаров, министр образования и науки России Д.В. Ливанов в окружении десятков чиновников меньшего ранга.

Так что, полагают почитатели Славы, пишет он слово SLAVA на облупленных стенах правильно. А еще при желании можно усмотреть в этих надписях и иронию над государством, слава которого, сколь бы ни была она велика, связана со счетами в американских банках, которые попали под санкции: латинские буквы указывают на эту неразрывную связь.

- Искусство тем и прекрасно, - говорит отец-основатель галереи «Левая нога» Дима Вирже – что может вызывать разные ассоциации, коннотации, даже такие, о которых автор и не подозревал. Есть устойчивое мнение: то, что сделано левой ногой – всегда плохо. А я считаю, наоборот: то, что делается на уровне импульса, озарения, без страха кому-то не угодить – это самое ценное.

Он называет себя Димой, хотя ему 56 лет. Успешный дизайнер популярных в городе ресторанов, скульптор, художник, чьи работы хранятся в частных коллекциях Германии, Франции, Австрии, 10 лет назад отремонтировал склад и превратил его в «эпицентр контркультурной активности Омска». Здесь собираются не только художники, но и литераторы (у них есть свое издание, выходящее тиражом 200 экземпляров на оберточной бумаге, называется оно «Прыщ»), ставится альтернативный балет, читаются пьесы, показывается собственноручно сделанное кино.

- У нас тут – поясняет Дима – живет все как в дикой природе – и цветы, и чертополох. Предъявить свое творчество обществу может любой желающий, и никто никому оценок не ставит: нет никакой состязательности. Зачем? В нашей стране, по моим многолетним наблюдениям, образование портит людей, с самого детства: как только школьника оценили, сравнили с кем-то другим, в нем задавили художника.

Дима уверен, что творец живет в каждом человеке, ведь мы созданы по образу и подобию Божию, и будущее – за художниками: «Искусство в третьем тысячелетии заменит и религию, и политику». Еще один его постулат: «Художник всегда против власти. Любой, потому что любая власть старается использовать его в своих целях. Главное - ничего не бояться и ни на кого не оглядываться».

Ничего не боясь, он отрастил шикарную бороду, с которой многие принимают его за ваххабита. И ничего: злобные косые взгляды случаются, но его не смущают, неудобство одно – надо быть все время при документах, чтобы предъявить в любой момент полицейским…

Самая актуальная работа на выставке Славы – «Выборы – 2018»: на стенде фото пяти поездов. На них написано слово SLAVA (чтобы его написать, пришлось автору три с половиной часа пережидать охранников). Можно порассуждать: что за «Слава» - будущая, прошлая, настоящая? Будущую сулят нам все кандидаты, а дорога - одна, да и поезд один и тот же – просто снятый с пяти разных ракурсов, которые различаются разной длинной красной полосы. Вот и выбирай. Слава выбирает, похоже, себя – на всех поездах написано его имя. Так и нам, наверное, надо всем себя выбирать, чтобы стать хозяевами своей страны, как еще в тридцатые годы пели наши дедушки с бабушками. А ходить на выборы или нет, Слава Юферов не дает ответа: он вообще старается о политике словами не говорить.

Георгий Бородянский