Вы здесь

Свобода быть несвободным

В день приезда Гозмана омские телеканалы «освещали» создание центра бытовой техники

В прохладные по ноябрьским меркам дни в Омске побывал Леонид Гозман. «Ну, побывал и ладно» - видимо так решили для себя сотрудники большинства омских телеканалов и информационных интернет-ресурсов, сопроводившие визит известного федерального политика молчанием.

Вообще, вниманием известных лиц «из телевизора» наш город явно не избалован. Например, самое главное на протяжении вот уже 18 лет лицо России почтило Омск своим присутствием лишь два раза, последний раз - 2001 году. Улыбка второго «главного лица» радовала омичей тоже раза два (или три). Это не имеет особого значения, поскольку Дмитрий Медведев улыбался омичам на одном из Дней города около 120 секунд, пообещав жителям к 300-летию Омска метрополитен, новый аэропорт и еще много разных приятностей. Уложившись в две минуты, с легким, как можно предположить, сердцем премьер-министр России покинул Омск, а не увидевшие ни метро, ни аэропорта и на 301-й день рождения столицы Прииртышья тысячи его жителей следуют за своим премьером, все чаще покупая авиабилет в один конец. Не все, конечно, уезжают в Москву. Чаще в Питер, ну или на худой конец в Екатеринбург. При этом желание вернуться в «крупнейший центр нефтеперерабатывающей, оборонной и авиакосмической промышленности» у активной молодежи и даже людей среднего возраста возникает нечасто… Но не будем о грустном. В конце концов, и на нашей улице бывает праздник в виде концерта Надежды Бабкиной или двойника Николая Баскова, как это случилось на 293-летии Омска в 2009-м.

На организованную «Новой газетой - Регион» лекцию Леонида Гозмана «Психология свободы», состоявшуюся в ТОП-театре ЦР «Рассвет», пришло куда меньше слушателей, чем на эти концерты.

Приезд фигуры такого уровня – событие для Омска. А главный областной «12 канал», помимо репортажа о демонстрации коммунистов в честь 100-летия Октябрьской революции, подробно отрапортовал о том, что в праздничные дни в городе произошли: прогулка врио губернатора по историческому центру города, открытие выставки фотографий с видами Северного Кавказа, создание в Омске нового центра бытовой техники.

И видится, что виной равнодушия омичей к «психологии свободы» явилась не личность лектора, а скорее сама тема. Разговоры о свободе в городе Омске не то что бы неактуальны. Скорее «что есть свобода» не является для омичей, как и для большинства россиян, предметом дискуссии. Все как-то однозначно. Вот Леонид Гозман рассказывает о различных формах свободы. Мы о них тоже что-то знаем. Многовековая история России (и в особенность ХХ века), уж точно научила наше общество понимать, что есть «свобода диктатора», когда человеку, оказавшемуся на вершине власти, можно если не все, то почти. Если не рационально, то интуитивно может русский человек расшифровать и что значит «свобода сверхчеловека»: ради восстановления порядка из хаоса можно принести любые жертвы. Жертвенность стала генетическим качеством. И это без всякой иронии. Общие функциональные особенности системы запретов «снизу-вверх» (одному можно то, чего нельзя другому, стоящему на ступень ниже в социальной иерархии) наше общество тоже неплохо представляет.

Другие же аспекты понятия «свобода», такие как «свобода от принуждения», «реализация свободы», «опыт свободного выбора» постсоветские люди на первый взгляд принимают с трудом. Ну во-первых, какая может быть «реализация свободы», когда нужно прожить на зарплату 15 тысяч рублей один календарный месяц? Это еще если ее удалось получить без задержек. Во-вторых, в одном уже этом словосочетании – «реализация свободы» - в наше время чувствуется некая неблагонадежность, двойной смысл, почти крамола. «Уж не призывы ли это к…?» - воскликнет эксперт патриотической ориентации. «Опыт свободного выбора» тоже не в моде. Между чем или кем собственно выбирать россиянину в столь трудное для страны время? Понятно же, кого и как надо выбирать. «Нет, это, конечно, неплохо. Но не когда речь идет о политике», - именно такими простыми формулами гвоздят головы сознательных и морально устойчивых обывателей центральные телеканалы.

Ключевой, по мнению Леонида Гозмана, проблемой неприятия современным российским обществом самого разговора о свободе, является то обстоятельство, что «за 74 года советского эксперимента государству не удалось выработать у людей тягу к разнообразию». Предлагая гражданам задачи только с односложным решением, начиная со школьного курса арифметики, государственная машина не сумела привить обществу уважения к разноплановости окружающего мира. Насаждаемая «черно-белая» система мышления убила в советском человеке творческое начало, а последствия этого на себе ощущает уже человек «российский», который как щенок оказался брошен в море этого самого «разнообразного мира», и теперь ему либо утонуть, либо выплыть. А помощи ждать не от кого.

Мы разумеется помним, что свобода в самых разных ее проявлениях гарантирована нам конкретными документами. Один из них многострадальная Конституция Российской Федерации. Именно она закрепляет базовые свободы, вроде свобод слова, вероисповедания, собраний. Если верить опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенного в прошлом году, важнейшими правами, закрепленными «основным законом» россияне считают право на охрану здоровья, право на труд и образование. Как видно, права, связанные со свободой личности в «тройку победителей» среди правовых приоритетов российских граждан не попали. При этом около 32% респондентов считают, что реальной роли в общественной жизни нормы, прописанные в конституции, не играют.

Таким образом, получается, что русский человек по-прежнему готов частично пожертвовать личностными правами и свободами в обмен на гарантию государства способствовать разрешению ежедневных бытовых проблем, из которых состоит повседневная жизнь простого человека. На этой нехитрой схеме собственно была построена вся, так называемая, стабильность «нулевых» годов. Однако нельзя сказать, что соотечественники совсем равнодушны к личностной свободе. Более 30% россиян (данные исследовательского холдинга «Ромир» за 2016 год) понимают под словом «свобода» возможность открыто выражать свое мнение. Для 22% участников опроса «свобода» - это возможность получать любую информацию. Таким образом, уже более 50% понимает свободу на как социальные гарантии государства, а именно как свободу личности, что является базовой ценностью любого демократического общества.

В прочитанной в Омске лекции Леонид Гозман заметил, что «свобода, безусловно, предполагает свободу выбора индивидом модели персонального будущего». И, кажется, именно эта свобода стала базовой для жителей Омского Прииртышья. Как и свобода выбора места жительства.

По данным Омского управления статистики, отток населения из нашего города за 2016 год составил более 6 тысяч человек. По неофициальным же данным Омск покинуло в два раза больше людей. При этом 60-70% уезжающих – молодежь до 30 лет. Не исключено, что этот анти-рекорд последних 10 лет будет побит в 2017 году.

Так что кое-какими свободами омичи пользуются с удовольствием. За свою свободу они «голосуют ногами».

Что касается финансируемых из областного и городского бюджетов омских изданий и телеканалов, то они границы своей свободы очертили давно. Однако, несмотря на отсутствие сколь-нибудь информативных заметок в омских СМИ, трехдневное пребывание Гозмана в нашем городе стало событием для Омска. Событием, точно замерившим в очередной раз уровень свободы омских средств массовой информации. Вот с ними уж точно одно сплошное «как бы».

Сергей Наумов

Фото Лики Кедринской

Пожалуйста, заполните все поля , и мы Вам перезвоним.