События
Не вооружены, но очень опасны 05.06.2017
Общественность мешает мэру закатывать город в асфальт, а предпринимательству — работать. 
Изображение из открытого источника

Второй открытый форум прокуратуры Омской области, посвященный современным методам защиты предпринимателей, начался странно — руководитель регионального управления Роспотребнадзора Александр Крига рассказал, какие из них наиболее опасны.

— Все органы власти работают сейчас в условия перестройки реформирования контрольно-ревизионной деятельности, — объяснил он. – Ключевая задача — снизить к 2025 году количество смертельных случаев и отравлений вдвое, уровень материального ущерба — на 30 процентов.

Стало ясно, что прокурорский стол, за которым собрались руководители омских Роспотребнадзора, ГУ МЧС, Трудовой инспекции, Росреестра и представители омских бизнес-сообществ, вряд ли объединит контролеров с «убийцами» и «отравителями».

— Все предприятия должны быть разбиты на 6 классов – от низшего риска до высокого, к которым отнесены пищевые, коммунальные, — продолжал Крига. — Переход контрольно-надзорных органов на «умную» модель проверок утвержден постановлением Правительства РФ № 806 в августе прошлого года. Практическая реализация риско-ориентированного подхода, которую мы осуществляем последние два года, привела к сокращению плановых проверок на треть в Омской области, как и в целом по стране. Резко сократилось число проверок малого бизнеса — на 2017 год их доля в общей массе составляет всего 6 процентов.

Предприниматели, не допущенные к круглому столу, видимо, из числа самых коварных, вжались в стулья в бессмысленной надежде не попасть в «проценты». По данным опроса российских собственников и руководителей высшего звена средних и малых компаний, административная нагрузка на бизнес за последний год выросла. Несмотря на то, что в результате реализации надзорных каникул количество плановых проверок сократилось, произошло их замещение внеплановыми, рейдовыми и прокурорскими проверками, а также административными расследованиями. Максимальные административные барьеры предпринимателям создают ФНС России, Роспотребнадзор и МВД России.

Министр экономики Оксана Фадина докладывала четко и бесстрастно: работа по реформированию существующей в регионе системы регионального контроля-надзора начата в 2016 году в рамках реализации дорожной карты, которая сейчас преобразована в приоритетный федеральный проект.

— Ключевые цели приоритетного проекта, реализуемого региональным Министерством экономики – снизить нагрузку на предпринимательское сообщество и повысить качество администрирования контрольно-надзорных функций, — говорила министр экономики. — По сути, нам надо переориентировать контрольно-надзорную деятельность с простой фиксации нарушений и наложения санкций на систему предотвращения рисков и причинения вреда. По итогам 2016 года отмечено сокращение общего количества проверок субъектов МСП более чем на 30%, что обусловлено как снижением количества плановых проверок, в том числе из-за введения моратория на проверки малого бизнеса, так и снижением числа внеплановых проверок. Сейчас в рамках проекта на 2017 год запланирован основной блок работ по семи приоритетным видам контроля. В этот перечень включены экологический, ветеринарный, жилищный и строительный надзор, лицензионный контроль в сфере управления многоквартирными домами, розничной продажи алкоголя, контроль в области долевого строительства многоквартирных домов.

Собственно, «некоторой проблемой» Фадина назвала лишь большой объем информации, которая требуется для ведения своего дела – она раскидана по разным сайтам. Надо создать один всероссийский портал «Открытое правительство», и бизнесменам сразу станет легче. Над этим и трудится без устали министерство экономики Омской области.

— На региональном уровне существует 38 видов контроля, которые осуществляют 14 органов власти. Мы сгруппировали проверки в 16 группировках, — сообщила министр.

Оговорка «почти по Фрейду»  зал слегка взбодрила — про группировки оказалось понятно всем. По мнению предпринимателей, проверяющие часто предъявляют принципиально неисполнимые требования, заведомо предопределяющие вынесение наказания. При этом ни министр экономики, ни представители Роспотребнадзора и МЧС не вспомнили, что в 2016 году, по данным Омскстата, на территории области число малых организаций по сравнению с 2015-м тоже сильно уменьшилось — почти на 14 процентов. Значит, число проверок сократилось автоматически, и оставшиеся предприниматели вполне могли не ощутить изменений?

— Диалога с властью нет, — неожиданно вступила Татьяна Хорошавина, президент Омской торгово-промышленной палаты, разрушив иллюзии. — Некоторые общественно-консультационные советы при органах власти созданы для галочки, работы в них не ведется. Нужно посмотреть структуру совета при управлении Роспотребнадзора. Хотелось бы выяснить, куда идут региональные штрафы. Есть информация, что частично — на премирование сотрудников. А как быть с этим этилмеркаптаном?

Прокурор области Анастас Спиридонов задумчиво промолчал. 14 органов власти с 38 видами контроля почему-то до сих пор не спасли Омск от вредных выбросов, уже четвертый месяц накрывающий город.

— Как соотносится разграничение субъектов предпринимательской деятельности по группе риска с принципами равенства всех перед законом? Каковы правовые механизмы защиты прав предпринимателей при проведении проверок? – поинтересовалась у уполномоченного по защите прав предпринимателей при губернаторе Натела Полежаева, председатель Омского отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

— Конституция, конечно, гарантирует равноправие…. — задумался было уполномоченный Юрий Герасименко. И тут же сориентировался. — Но правовая свобода может быть ограничена в целях безопасности!

Правда, чьей именно безопасности, не уточнил.  А ведь еще в начале года уполномоченный, зачитывая ежегодный доклад, был еще не доволен ограничением свободы, утверждая, что у контролирующих органов преобладает желание наказать, а не  разъяснить.  Видимо, погорячился тогда. Ну в самом деле, не спорить же с «группировками» — неизвестно, кого завтра признают «высокоопасным», назначив 38 проверок сразу?

Хорошавина была права — диалога явно не получалось. К счастью, взбодрился мэр Вячеслав Двораковский. Кажется, он догадался, наконец, что ему мешает:

— Начинается сезон благоустройства территории. Общественники очень активны в плане контроля, и исполнителям приходится очень туго. Например, привезли асфальт, а общественники встали стеной… Этот асфальт, конечно, погибнет. У меня обоснованная просьба, чтобы собрались и обсудили, сгруппировали контрольные органы с общественниками. Чтобы был эффективный контроль, а не перегрузка контролем. Не намекаю, но проблема имеет значение…

Вадим Морозов, председатель областной общественной организации «Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства», поддержал идею «сгруппирования»:

— Очень много появилось общественных организаций, шлют запросы, они, как капельки, капают и капают, а мы ведь отвечать должны. Понимаю, невозможно создать черный список, но реакция наша на это должна быть!

Слава богу, нашли виноватых, «кошмарящих» омский бизнес. Только общественность мешает предпринимательству развиваться, а мэру закатать город в асфальт.

Наталья Яковлева, Омск.

Фото автора.

delorosomsk.ru

поддержать рублём «НГ-Регион»
Хотите получать уведомления о свежих новостях?ДаНет