События
Похоронное метро
Печальные истории омских долгостроев особенно ярко показывают, что наша власть существует отдельно от граждан: она решает две основные...
Фото: Открытый источник

Облправительство выделило 80 миллионов рублей на разработку проекта консервации омского метро. На саму консервацию областная власть планирует потратить в 10 раз больше http://gtrk-omsk.ru/news/247899/ - в целях безопасности, так как вырытые под станции котлованы осыпаются и могут подползти близко к многоэтажным жилым домам. Поэтому многое из того, что было выкопано за четверть века, придется закапывать. На завершение строительства хотя б одного участка (протяженность 7 километров, 4 станции) необходимо, как минимум, 22 млрд. рублей – для областного бюджета деньги немыслимые, а Москва резко сократила финансирование этого недостроя даже в канун 300-летнего юбилея города

Разговоры о метро в Омске начались более полувека назад, вскоре после полета первого человека в космос (если отсчитать от него еще полвека в прошлое – основным транспортом в российских городах были лошади: что-то с темпами технического прогресса не то – по идее он должен ускоряться с ходом истории, что в цивилизованном мире и происходит, а у нас в последнее время как-то не задалось ). И уже тогда, согласно Википедии, были выделены деньги из госбюджета на этот проект , правда, вскоре градостроители перерешили – посчитали, что будет правильней проложить наземную сеть скоростного трамвая (идея Ильи Варламова, выдвигавшегося в мэры Омска в 2012 не так уж нова, что, впрочем, ее здравости не умаляет: в 2014 профессор Вучек, эксперт с мировым именем из США, посоветовал омским властям развивать легкорельсовый транспорт, и они были за, но и на это денег не оказалось).

Спустя 20 лет, с началом перестройки планы были вновь пересмотрены – решили все-таки строить метро под землей, и в 1986 году поступили первые средства на его проектирование, а еще через шесть лет началось строительство.

Далеко оно не продвинулось: за прошедшие 26 лет достроилась одна станция, от которой поездам некуда отправляться. Израсходовано на метро, которого нет, по разным оценкам от 14 до 20 млрд. рублей, из них 3 миллиарда – на метромост, который областные СМИ в свое время нарекли «мостом тысячелетия». Чем отличается он принципиально от других омских мостов (кроме того, что та часть его, которая строилась под метро, остается 13 лет и еще долго останется невостребованной) не ясно. Всего в Омске 8 мостов, и даже в советские времена их возведение обходилось без вселенского пафоса.

В 90-е в омских газетах публиковались развесистые схемы: линии, станции сроком первого запуска назывался миллениум (2000 год)

Легенда об омском метро передавалась из поколения в поколение, и со временем давняя мечта омичей превратилась в идею фикс одного человека.

В 2004 на пресс-конференции губернатор Леонид Полежаев, правивший областью больше 20 лет, пообещал начать очередную предвыборную компанию – 2008 года с поездки по первому участку метрополитена. Потом перенес дату ввода его в эксплуатацию на 7 ноября 2015. Вероятно, эта революционная дата его как-то особенно волновала – с ней он связывал и открытие международного аэропорта, в начале двухтысячных уверенно предсказав: «7 ноября 2008 года мы полетим с Федоровки» .

История этого судьбоносного для региона объекта – схожая. Решение о его строительстве принял Совет Министров СССР почти 40 лет назад (в 1979). Вложены в него миллиарды, ситуация к сегодняшнему дню такова: (из Википедии) :

«В результате бетонирования огромных площадей (3 км только взлетно-посадочной полосы, а также перрон, рулежные дорожки, внутрипортовые дороги и т. д.) при отсутствии дренажа и сбросного коллектора везде, где нет бетона, образовалось болото. Чтобы начать строительство аэропорта, необходимо осушить болото и снести всё, построенное на данный момент». Миллиарды потрачены и на строительство гидроузла - почин, по мнению омских экологов и гидростроителей изначально более чем сомнительный

Можно вспомнить еще много разных затей, более мелких – сборочное производство автобусов Вольво, автомобилей Москвич, тракторов, сеялок и т.п., сопровождавшихся несмолкаемым, доходящим временами до исступления шумом в региональных СМИ, на который тоже уходило немало денег (кто же будет даром шуметь?). В итоге все ушло в один долгий, давно растаявший пустой звук.

Кажется, к двум извечным российским бедам (дураки и дороги) в 21 веке добавились еще две – распил и пиар, с которыми у нас вполне естественно сопрягаются православие и самодержавие. На том стоит наше государство, но чтобы дальше как-нибудь развиваться, наверное, надо что-то делать со всем этим духовным наследием.

Такие мысли навевает печальная эпопея строительства омского метро, достойная пера Гоголя и Салтыкова-Щедрина и в принципе иносказательно ими рассказанная (в нее бы органично вписались такие персонажи, как Хлестаков, Манилов, Негодяев и др.) Впрочем, первый зам губернатора Валерий Бойко сказал, что хотя оно и будет частично закопано, хоронить его еще рано.

Георгий Бородянский

поддержать рублём «НГ Регион»
Хотите получать уведомления о свежих новостях?ДаНет