События
Транс после "оздоровления"
Работник «Томскавтотранса»  подозревают его руководство в намеренном банкротстве и обещают устроить забастовку, которая создаст в регионе  транспортный коллапс ...

В Томске сотрудники компании «Томскавтотранс» готовятся к забастовке, которая может  парализовать пассажирские перевозки в Томской области, а также затронуть междугороднее и международное автобусное сообщение. Работники уверены: их предприятие стремительно и целенаправленно подталкивают к банкротству.

«Томскавтотранс» – единственное в городе крупное автотранспортное предприятие (оно включает в себя и томский автовокзал), % акций которого принадлежит  региональной администрации, из чего следует, что она и несет всю ответственность за происходящее. По тому, как развиваются тут события, складывается впечатление, что областная власть хочет от «Томскавтотранса» избавиться.

Еще три года назад предприятие если и не считалось преуспевающим, то хотя бы уверенно держалось на плаву. В течение 10 лет у руля компании бессменно стоял Евгений Гребнев. И вдруг в 2014 году обладминистрация досрочно расторгает с Гребневым трудовой договор. Будто бы из-за того, что аудиторская проверка из Москвы выявила серьезные нарушения в компании (слухи эти так и не подтвердились).

Нового главу, Валерия Осипенко, представил коллективу начальник департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области Максим Тынянов. Не знаем, какие именно задачи ставились пред Осипенко его «кураторами» из администрации. Можем только отметить, что под его управлением проблемы на предприятии стали нарастать как снежный ком.

В 2016 году областные чиновники подыскали «Томскавтотрансу» инвестора. Миллиард рублей в тонущее предприятие пообещала вложить компания «Регион-Транс». Предполагалось, в частности, что инвестиции будут потрачены на обновление автобусного парка (обещали 78 новых автобусов). 20 апреля договор был подписан. Генеральный директор компании-инвестора Владимир Ильичев назначил исполнительным директором «Томскавтотранса» своего человека – Николая Стародубова. Но, что интересно, экс-директор Валерий Осипенко, при котором (а, быть может, и с подачи которого) начался закат транспортного предприятия, тоже остался при деле, заняв позицию директора по развитию в «Регион-Трансе».

Схемы, с помощью которых управляющая компания начала оздоравливать и развивать «Томскавтотранс», только усугубили ситуацию.  

Новое руководство быстро забыло про обещания купить транспортные средства. Вместо этого инвестор стал брать автобусы в лизинг (под гарантию областной администрации!), а затем по «грабительской цене» передавать их в аренду «Томскавтотрансу». Один автобус обходится предприятию в 60 тысяч рублей в месяц. В аренде находится на данный момент 22 транспортных средства.

Долгое время остается непогашенной задолженность «Томскавтотранса» перед транспортными компаниями. По условиям договора, томский автовокзал 15% с каждого проданного билета берет себе в качестве платы за услуги, а 85% должен отдать перевозчику. Но расставаться с чужими деньгами Николай Стародубов не спешит. На данный момент предприятие задолжало перевозчикам больше 35 миллионов рублей, если верить Стародубову. Однако его подчиненные называют другую цифру – около 50 миллионов рублей. Водители и предприниматели неоднократно выходили на митинги и пикеты, требуя вернуть им причитающееся по праву. Негодование перевозчиков оказалось дирекции только на руку. Чтобы рассчитаться с долгами, Ильичев и Ко придумали следующий «гениальный» шаг – оформить под залог имущества (!) транспортного предприятия, об оздоровлении которого они так радеют, кредит. В марте они получили первый транш из банка – в размере 30 миллионов рублей. В августе ожидается второй транш на такую же сумму.

Все вышеописанное очень напоминает целенаправленное банкротство одной компании другой. Председатель профсоюзного комитета «Томскавтотранса» Наталия Голубева считает, что инвестор и его ставленник в руководстве стремятся заполучить в свое распоряжение имущественный комплекс предприятия стоимостью более 280 миллионов рублей. Остальное их не волнует. Все убытки им компенсирует.

Впрочем, нет, кое-что все же выводит менеджмент «Томсаквтотранса» из себя: это сотрудники предприятия, которые путаются под ногами со своими жалобами и открытыми письмами губернатору. Три года назад на предприятии работало больше 300 человек, сейчас осталось около 180. Но и стольких уже не прокормить, поэтому руководство решило урезать работникам зарплату на треть, уповая на то, что они начнут разбегаться. Но бежать многим некуда: костяк предприятия – это женщины, которым рукой подать до пенсии. На рынке труда их точно не ждут.

Зарплата работников, по словам Наталии, состоит из оклада и премии, на долю которой приходится 75%. Приказ об уменьшении премиальной части зарплаты на 53% был издан 12 июля и подписан задним числом (на документе стоит дата «30 июня»). Формально урезать премию можно в том случае, если человек не справляется со своими должностными обязанностями. Но, насколько известно Наталии Голубевой, дисциплинарные взыскания на предприятии в июне ни к кому не применяли.

Заметим, что уровень зарплат здесь, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Многие, трудясь с раннего утра и до позднего вечера, получают всего около 15 тысяч. Или, верней сказать, получали. Теперь им предстоит решить новую задачу: как прожить на десять тысяч в месяц. 

А руководство компании тем временем начинает расторгать договоры с перевозчиками на техническое и диспетчерское обслуживание, аренду боксов. Если снизится объем работы, дирекция сможет на законных основаниях избавиться от «лишних ртов». А под шумок удалить и тех, кто «мутит» воду – членов профкома. Сейчас, по словам Наталии Голубевой, исполнительный директор «Томскавтотранса» готовит приказ о сокращении штата. И она – председатель профсоюзного комитета! – тоже в него попала.  

Обобрали предприятие до нитки, - возмущается Наталия – вогнали в долги. Никогда не было у нас отрицательного баланса, а сейчас есть: минус 20 миллионов!

По мнению профсоюзного лидера, интересы господина Ильичева лоббирует заместитель губернатора по инвестиционной политике Юрий Гурдин.

– Уже все выступают за то, чтобы расторгнуть инвестиционный договор, ведущий к краху предприятия,  но Гурдин по-прежнему настаивает на его продлении, – замечает Наталия.  

12 июля сотрудники «Томскавтотранса» в очередной раз обратились к губернатору Сергею Жвачкину и всерьез подумывают о том, чтобы написать письмо президенту. Впрочем, ждать, когда им соизволят ответить, работники тоже больше не намерены: они планируют в ближайшие дни провести забастовку, которая может поставить регион на грань транспортного коллапса.   

 Лика Кедринская

фото Tomsk.ru

поддержать рублём «НГ-Регион»
Хотите получать уведомления о свежих новостях?ДаНет