Истории
В Сургуте запретили выставку про табу
Выставка «Табу» в культурном центре «Порт» задумывалась как попытка осмыслить запреты, существующие в различных сферах нашей жизни – от...
Фото: Открытый источник

Выставка «Табу» в культурном центре «Порт» задумывалась как попытка осмыслить запреты, существующие в различных сферах нашей жизни – от политики до отношений между полами.Открыли ее в «Ночь музеев», прошедшую в Сургуте 20 мая.

Экспонатов было немного – порядка двадцати, но почти каждый мог взорвать общественное мнение. В выставочных залах посетителей ждали картины с коалами-гомосексуалами, кроликами-алкоголиками и со священником, заглядывающим под юбку школьнице, фотографии увечных котов и митинга 26 марта. Масла в огонь подлили перформансы, участницы которых рвали на куски паспорт и водили по залу на поводке девушку, обнаженное тело которой было опутано веревками.

То, что могло взорваться, взорвалось. Три последующих дня – ровно столько вместо предполагаемых 30 дней просуществовало «Табу» в культурном пространстве городадо своего скоропостижного закрытия – вся Югра бурно обсуждала творческие задумки арт-молодежи, а сотрудники администрации, учуяв неладное,оправдывались тем, что мероприятие не было ими санкционировано. Им действительно в определенном смысле повезло, поскольку крамольную экспозицию организаторы с кураторами от чиновничества действительноне согласовали, хотя должны были в силу того, что «Порт» – этомуниципальная площадка.

Во многом разжиганию скандала и выплескиванию его за пределы города и региона способствовали местные активисты патриотического толка, побывавшие в культурном центре в «Ночь музеев». Их лидер Денис Ханьжин, известный, в частности, тем, что хотел установить в Сургуте бюст Сталина, рассказал корреспонденту «Новой газеты», что на художников подали жалобы в УВД. Ханьжин сотоварищи сочли, что причастные к выставке«вступили» в конфронтацию сразу с тремя статьями административного и уголовного кодекса. Это статьи о нарушении общественного порядка, нарушении свободы совести и вероисповедания, а также о совращении несовершеннолетних.

– Мы – хранители русских культурных ценностей и выступаем против пропаганды разврата, гомосексуализма, педофилии, жестокого обращения с животными, - заявил нашему корреспонденту Денис.

По его мнению, перформанс с девушкой на поводке – это БДСМ и совращение несовершеннолетних, а картина со священником оскорбляет чувства верующих.

–Мы не против художников. Каждый человек свободен в своих мыслях. Главное – не навязывать это другим людям. Если у тебя есть какие-то психические отклонения, не выноси их на всеобщее обозрение, –заключил Денис.

Однако оппоненты «Табу» оказались в явном численном меньшинстве. Многие из тех, кто успел-таки побывать на выставке, отметили ее высокий, по сургутским меркам, уровень и злободневность. Например, один из резонансных экспонатов касался политической цензуры. Работа представляла собой фотографию с митинга 26 марта, к которой прилагалось шесть пар очков с логотипами центральных каналов и закрашенными краской линзами. Естественно, как только человек их надевал, он тут же перестал видеть фотографию с акции протеста. Снимки котов без лап и без глаз были сделаны в соавторстве с зоозащитниками. Животные, изображенные на них, пострадали от рук живодеров. Художник же поставил своей целью привлечь внимание к тому, что необходимо ужесточить ответственность за издевательство над бездомными кошками и собаками. Девушка в веревках и ее «поводырь» – художница в мужском костюме и с щегольскими усиками Сальвадора Дали – протестовали против дискриминации жанра ню в искусстве.

Пользовалась успехом у гостей и «комната запретов». В ней было много различных предметов, но рядом с каждым находиласьзапретительная табличка. Например, посетителям не разрешалось трогать плюшевую собачку и играть на гитаре, на которой, к слову, не было струн. Людям нельзя было разговаривать, смотреть в зеркало, садиться и читать лежавшую на столике Конституцию РФ. Смысл этой инсталляции заключался в том, что чем больше запретов, особенно абсурдных, как в случае с гитарой без струн, тем сильнее в обществе соблазн их нарушить. Что, собственно, и происходило в этой комнате в течение мероприятия. Так, кто-то «повесил» собачку, которую запрещалось трогать, на веревке, за которую нельзя тянуть. Кстати, именно «повешенная собачка» возмутила больше всего тех, кто был втянут в дискуссию, но не знал предыстории.

«До этого такие острые темы на муниципальных площадках у нас не поднимались, – написал в одном из комментариев, посвященных закрытию «Табу» молодой человек, успевший побывать на выставке. – Это был своего рода тест для нашего города и для власти. Тест на терпимость, здравый смысл и готовность адекватно воспринимать культурные подтексты. И, боюсь, что мы его провалили».

Сейчас на месте «Табу» развернута новая экспозиция – выставка детского рисунка «Счастливый художник», приуроченная к Дню защиты детей. Похоже, активисты могут передохнуть.

Лика Кедринская

Автор фотографий: Маргарита Голикова

Хотите получать уведомления о свежих новостях?ДаНет