Расследования
«Адмирал Кузнецов» - «черная дыра» Кремля
Почему Минобороны России спускает миллиарды на постоянный ремонт “недоавианосца”?
Изображение из открытого источника

Почему Минобороны России спускает миллиарды на постоянный ремонт “недоавианосца”?

Расследование Дмитрия Флорина

ANTIFAKE для “Новой”

Антифейки - наше все. Сейчас они необходимы как никогда, учитывая, что информация стала оружием, с помощью которого можно вести войны и управлять странами.

Когда-то, еще в начале 90-х, работая юнкором, я любил “расчленять” различные сомнительные события, пользуясь правом редактора на страницах своей еженедельной полосной “газете в газете”. Однажды меня вызвал директор и спросил: “Дима, ну почему больше всего ты мочишь свою же школу?” Ответ был прост - потому что я тут все знаю. Тогда директор чуть не лишился должности из-за моей статьи о том, что в реальности будет представлять собой создаваемый в школе “независимый профсоюз учеников”, причем с обязательным в нем членстве с обязательными же взносами.

Директор получил по ушам из РОНО, и стал относиться ко мне еще аккуратней. В конце 90-х, когда я пришел из армии, пытаясь вернуться в свою газету, увидел, что те несколько лет, которые я отсутствовал на гражданке, привели к мутации СМИ от “работаем для читателя”, до “работаем для учредителя”. Плюнул на все и пошел работать в милицию.

Но и уже когда был бойцом ОМОН, “кривизна” медиа достала меня во время нахождения на войне в Чечне. Криворукие НТВшники и прочие “военные корреспонденты” своим непрофессионализмом доводили до бешенства, то сдавая позиции, то вбрасывая непроверенную (или откровенно придуманную) информацию, из-за чего дома семьи сходили с ума от ужаса и уже рвались ехать на Кавказ “забирать” нас домой.

С начала 2000-х годов, когда в медиапространстве стал править его величество “информГеббельс”, драться с ним приходилось часто. Не всегда удачно для изданий. При мне закрывались издания, выигрывались суды против журналистов, нападали, избивали, убивали. И через все это приходилось проходить, становиться еще сильней и продолжать воевать.

Одни из последних антифейковых “боев” в России, когда уже было понятно, что ситуация доходит до недалекой эвакуации из страны, были статьи на сайте партии “Яблока” в 2014 году, например: “Они врут! Как пропаганда госСМИ «жарит» новости языками «иностранных экспертов»”.

В 2015, и это была последняя антифейковая статья перед отъездом из России, на Радио Свободе “расчленял” медиавбросы в связи с расстрелом автобуса с мирными жителями под Волновахой (“Волноваха глазами пропагандиста”)

Спустя пару лет, снимая фильм с передовой в Марьинке под Донецком, проведя ночь на полу в пустом доме на огневой позиции, пролежав под шквальным обстрелом, прикрывая голову, 6 часов до прекращения огня, побывал на том самом блокпосту под Волновахой и сравнил все свои наблюдения по инциденту с расстрелом автобуса, которые я делал еще дистанционно. Все сошлось.

Опыт войны в Чечне сделал возможным анализировать и понимать происходящее на войне, порой без обязательного ее посещения.

В 2016 году запустил проект FakeOff на одном из самых мощных украинских сайтов ТСН. В июне 2016 вышел первый выпуск #Fakeoff, под названием “Космические ужастики Кремля”.

Затем был “Российский ад для украинских беженцев” и “Газовые эротические фантазии Кремля”.

После того, как пришлось уехать из Украины и в связи с переходом в режим “бега” по всему миру, мой FakeOff на некоторое время “подвис”.

И лишь на днях, пройдя огонь, воду и медные трубы, скрываясь от слежки, несколько раз сменив жилье, города и страны, удалось перезапустить FakeOff снова.

“Гиперракета инженера Путина” посвящена “чудо-ракете”, как было заявлено, с ядерной энергетической установкой, о которой президент Путин рассказывал во время послания Федеральному собранию 1 марта этого года.

Атаки фейков становятся все масштабнее и изощреннее. И воевать с ними приходится на несколько фронтов. Этой публикацией хочется открыть “новый фронт” по борьбе с пропагандой и фейками в Сибирской “Новой газете”.

Сегодня все информленты завалены охами и ахами от парада на день ВМФ в Санкт-Петербурге, который принимал Путин. Красивые картинки вливают масло изощренного гиперпатриотизма в податливые умы.

Но многое остается за кадром. Именно об этом и хотелось бы рассказать в этой статье. Пока Путин хвалится “новейшими кораблями в будущем”, хотелось бы напомнить, что у России до сих пор нет ни одного авианосца, с помощью которых проводились все военные операции в мире последних десятилетий, от Ирака, Югославии, Афганистана до Сирии.

Вы сказали “Адмирал Кузнецов”? Вы думаете, что это авианосец? И вы думаете, что он реально действующий? Тогда вы удивитесь, прочитав эту статью

Дмитрий Флорин

"Адмирал Кузнецов" - "черная дыра" Кремля

Худший авианосец в мировой истории, которым является российский “Адмирал Кузнецов”, вернется в строй ВМФ России в 2021 году после очередного ремонта, первоначальной стоимостью в 60 миллиардов рублей. Старый советский крейсер, устаревший еще к моменту своего создания, остается одним из самых дорогих аттракционов Кремля, превращенный в “черную дыру”, поглощающей миллиарды рублей россиян.

“Кузя”: опять на завод

В феврале этого года президент России Владимир Путин наградил “единственную гордость” российского авинанесущего флота. Как отчитались кремлевские СМИ: “Гордость Северного флота - тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» получил орден Ушакова. Вручил государственную награду президент России Владимир Путин в Кремле на церемонии, приуроченной к празднованию Дня защитника Отечества.

И уже в мае этого года единственный российский авианесущий крейсер “Адмирал флота Советского Союза Кузнецов” вновь отправился на завод. Недавно стала известна тщательно скрываемая ранее стоимость очередного ремонта.

“На ремонт и модернизацию тяжелого авианесущего крейсера “Адмирал флота Советского Союза Кузнецов” выделено 60 миллиардов рублей”,- сообщает Лента.ру со ссылкой на Интерфакс.

И предупреждает: “Собеседник агентства уточнил, что техническое задание на проводимые работы подписано и утверждено. По его оценке, “это достаточно оптимистичный вариант ремонта и модернизации авианосца”.

То есть, 60 миллиардов рублей это только если все будет очень “оптимистично”, в противном случае ремонт подорожает. Окончание работ в “оптимистическом варианте” намечено на конец 2020 года.

“Московский комсомолец” называет причиной очередного дорогостоящего ремонта “Кузи” “родовую травму”:

“Что касается котлов и оборудования, то это всегда было главной проблемой “Адмирала Кузнецова”. Фактически его “родовой травмой”, которая стала проявляться с первых же дней передачи корабля флоту”, - сообщает МК, рассказывая о том, что очередной ремонт направлен на исправление именно этих проблем.

Однако если дальше углубляться в литературные высказывания о “родовых травмах”, то правильнее было бы назвать “Кузю” “последним авианесущим живорожденным уродцем советского флота”. И вместо того, чтобы развивать технологии и создать нормальный авианосец, Кремль продолжает вкачивать миллиарды в проект, который изначально был провальным.

История “Кузи”

“Адмирал Кузнецов” - не авианосец. Это крейсер для обмена ракетными ударами с возможностью нести некоторые виды авиации.

Корпус пятого тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) ВМФ СССР “Рига” (будущий “Кузнецов”) был заложен на стапелях Черноморского судостроительного завода в украинском Николаеве 1 сентября 1982 года.

“Рига” отличалась от своих предшественников удлиненной модифицированной палубой, предназначенной для взлета и посадки самолетов традиционных, “горизонтальных” схем (не только вертикального взлета и посадки, как у остальных ТАВКР).

Всего СССР пытался ввести в строй 7 ТАВКР. После развала СССР ТАВКР “Киев” и “Минск” продали Китаю на металл, причем “металл” ушел своим ходом, а в Китае превратился в популярные гостинично-развлекательные комплексы.

“Новороссийск” распилила на металлолом купившая его Южная Корея. “Ульяновск”, который должен был быть крейсером нового проекта с атомной двигательной установкой, был распилен на стапеле в 1992 году.

“Адмирал Горшков” начинали продавать Индии в 1994 году и в конце 2013, после дорогостоящих ремонтов, он наконец-то был передан ВМС Индии.

“Варяг”, перешедший после распада СССР Украине, к 1992 году был достроен на 67%, затем законсервирован. В 1998 году Украина продала его Китаю для переобородувания в очередной торгово-развлекательный центр. Корабль год тянули на буксирах в Китай, где его купило правительство Китая и отдало ВМС для достройки. В 2012 году бывший “Варяг,” ныне “Ляонин” вошел в строй военного флота Китая.

“Адмирал Кузнецов” ранее назывался “Советский союз”, “Рига”, “Леонид Брежнев”, “Тбилиси”. В ноябре 1991 командир корабля Виктор Ярыгин получил телеграмму председателя Верховной рады Украины Леонида Кравчука, что крейсер является собственностью Украины и до принятия правительственного решения должен оставаться на севастопольском рейде.

Но капитан Ярыгин 30 ноября 1991 самовольно вывел корабль в море и 24 декабря дотянул его на базу в Видяево Мурманской области.

Называть “Кузю” авианосцем неправильно, в отличие от авианосцев других стран, корабль был предназначен для определенной цели - ведения глобальной ядерной войны. Его применение для “неядерных” современных военных операций - как в Ираке, Югославии, Ливии и Сирии - проблематично и нелогично. Он предназначен для прикрытия атомных субмарин с ядерными ракетами до, а после ядерного удара - ведения ракетной дуэли с кораблями НАТО.

Корабль был создан для советской концепции ядерной войны. Создан криво, косо, а в современных условиях превратился в инвалида детства, который пугает танки ржавым наганом, сидя в постоянно ломающемся инвалидном кресле.

Болезный “Кузя”

“Кузя” болел всю свою жизнь. В конце 95 года его впервые потащили на боевое дежурство в Средиземное море. После дежурства он пошел в ремонт, длившийся с 96 по 98 год.

В 2000 году его опять потащили на учения, в которых погибла лодка “Курск”. После учений “Кузю” планировали отправить на второе дежурство в Средиземное море, но вместо этого отправили в ремонт, где он пробыл с 2001 по 2004 год.

В 2004 году “Кузнецов” был в месячном походе в Северной Атлантике. С декабря 2007 по февраль 2008 - поход в Атлантику и Средиземноморье. После него - ремонт с февраля по декабрь 2008 года (двигательная установка).

С 2011 по 2014 год - походы к берегам Сирии.

В 2012 году - “полная модернизация” с расчетом работ на 5 лет.

С мая по август 2015 - ремонт в Рослякове (Мурманск). С января по июнь 2016 - ремонт на другом заводе в Мурманске.

С ноября 2016 по январь 2017 - присутствие в Сирии. За месяц в Сирии “Кузя” потерял два истребителя.

9 февраля 2017 года “Кузнецов” вернулся в Мурманск. Стоимость его похода в Сирию составила более 7,5 миллиардов рублей.

Только потерянные “Кузей” Миг-29К и Су-33 стоили около 100 млн. долларов США. Самой же запоминающейся во всем мире деталью от похода “Кузнецова” в Сирию навсегда останется огромное черное облако дыма двигательных установок и пожарные КАМАЗы на его палубе в качестве системы пожаротушения.

По поводу дыма, россиянам объяснили так:

“На самом деле корабли стран НАТО тоже дым пускают. Может, их дым уходит в небеса не так высоко, как наш. Но на то у "Адмирала Кузнецова" и самая высокая труба во всем нашем флоте”, - приводит слова капитана корабля Сергея Артамонова Лента.ру.

Что касается КАМАЗов, флот объяснил это своим ноу-хау и гораздо большей эффективностью, чем у кораблей НАТО.

“По словам администратора интернет-проекта “Отвага-2004” Леонида Карякина, применение на борту авианосца полноценной пожарной машины — оригинальное решение российских моряков, которое в настоящий момент не имеет аналогов за рубежом”, - сообщали Известия, далее объясняя, почему авианосцы всего мира защищены от огня хуже, чем “Кузнецов” с его КАМАЗами.

Пустив на ветер почти 8 миллиардов рублей российских налогоплательщиков, “Кузя вернулся” из Сирии домой и его плавание было названо “успешным выполнением задания”.

После чего он успешно пошел в очередной успешный ремонт за 60 миллиардов рублей.

Тайна “Кузи”

“Адмирал Кузнецов” - яркая иллюстрация политики нынешнего российского руководства. Бездумные понты. Уже ни для кого не секрет, что “Кузя” так и не стал тем, кем его хотели видеть в СССР, не имеет никакого потенциала и лишь прожирает огромные средства российского бюджета, превратившись в “потешный корабль” Кремля, который он после очередного ремонта выкатывает для придания гордости и создания медиа-картинки.

Но любой, заявивший об этом громко, становится “предателем Родины”. Даже люди такого высокого ранга, как бывший замминистра промышленности и торговли РФ Алексей Рахманов, которого в июне 2014 года с помпой назначили главой Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

В апреле 2016 Рахманов в интервью ТАСС заявил, что “Вопрос целесообразности ремонта крупнейших надводных боевых кораблей российского флота, в том числе единственного авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», на сегодняшний день остается не очевидным”:

“Для нас существующий подход к ремонту крупнотоннажных кораблей – “Адмирала Кузнецова”, “Петра Великого” - не является чем-то однозначным и оптимальным по одной простой причине - размер затрат на ремонт кораблей, которым уже 30-35 лет, приближается к стоимости строительства нового корабля, а срок их эксплуатации будет гораздо меньше, чем у корабля новой постройки”, - цитирует слова Рахманова со ссылкой на ТАСС сайт “Новости ВПК”.

Чиновник выразил здравую мысль - восстанавливать ржавое корыто “Кузнецов” обходится в стоимость нового корабля с большим ресурсом.

Естественно, Рахманов стал врагом, и его стали смешивать с грязью:

“С приходом Алексея Рахманова на пост генерального директора ОСК в компании стали происходить совершенно непонятные вещи. Например, к руководству стали привлекаться люди, совершенно не имеющие отношения в судостроению.

Топ-менеджерами становись профессиональные дипломаты, энергетики, гражданские строители. С тех пор в ОСК, как отмечают эксперты, начал происходить развал. А еще стали ходить слухи, что, учась в свое время в США, Рахманов мог быть завербован (страшно сказать) иностранными спецслужбами для нанесения урона такой стратегической отрасли, как судостроение”, - пишет “Moscow Post” в статье “Судные дни Рахманова”, обвиняя Рахманова в “работе не в интересах государства”.

После этого господин Рахманов прекратил все обсуждения “Кузи”, замолчал и сейчас корабль благополучно потащили на очередной ремонт.

Дефектные братья-близнецы “Кузи”

Пока “Кузя” ремонтируется, life.ru предлагает россиянам гордиться что он вообще есть, так как других не будет:

“Нужно честно и трезво оценивать "Адмирала Кузнецова" и всё, что с ним связано. Других авианесущих крейсеров у нас нет и, скорее всего, не будет ещё долгое время. Есть лишь "Кузнецов", который больше половины времени провёл в ремонтных доках, переходя от одного планового ремонта к другому. И тем не менее он способен на переход до Сирии и помощь в проведении операции”, - пишет Life.

И тут же признает:

“Да, "Адмирала Кузнецова" сложно, да и бесполезно сравнивать с лучшими образцами американских авианосцев, отточенных несколькими поколениями. Там за каждым из них стоят несравнимо большие вложенные деньги и опыт, который никак не купить”, - сообщает Life.

Но не отвечает на вопрос - а в чем проблема? Почему Кремль не может начать работать, получить опыт и вложить деньги в нормальные корабли?

Даже трудолюбивые китайцы, которые в свое время выкупили у Украины недоделанный “Варяг” того же проекта, что и “Кузя”, 20 лет пытались сделать из него хоть что-то, вкладывая огромные средства, в итоге, в прошлом месяце публично признали, что это бесполезно.

“Китайская промышленность за восемь лет произвела более 1200 технологических элементов в попытках улучшить приобретенный крейсер, однако возможности его усовершенствования оказались ограничены из-за структурных ограничений и "врожденных" дефектов, цитируют РИА новости Asian Times.

В связи с этим Китай объявил, что приступает к постройке нового авианосца, на смену бывшему “Варягу”, планируя спустить уже нормальный корабль на воду к 2025 году.

Флот Поднебесной решил создать “здоровый” корабль, который сможет нормально выполнять задачи, без присущих советским “недоавианосцам” неизлечимым болезням.

А 5 апреля этого года в Индии начались судебные заседания в ходе которого заслушиваются доклады представителя Минобороны страны по приобретению у России ТАВКР “Викрамадитья” (“Адмирал Горшков”).

Который только в 2013 году с такой помпой был передан Минобороны России для индийского флота.

Причем проблемы у “Горшкова” были всегда. Еще в 2012 году “Комсомольская правда” сообщала, что “Авианосец «Адмирал Горшков» не выдержал испытаний в Баренцевом море. Российский военный корабль уже 14 лет не может стать индийским”.

Сейчас Индия разбирается, зачем она купила у России корабль, который ни для чего не годится и почему он обошелся так дорого:

“В 2004 году Индия заключила контракт на покупку авианесущего крейсера у России. В 2013 году авианосец после глубокой модернизации передан ВМС Индии. Теперь он носит название «Викрамадитья». Первоначальная сумма контракта с РФ, по данным издания The Economic Times (Индия), составляла 0,974 млрд долларов. Однако в 2010-м году в документах индийского Минобороны значилась другая сумма – 2,35 млрд долларов”.

Также заявлено, что от Минобороны Индии требуют “разъяснить общественности”, почему такие средства в ВМС решили потратить на “несовременный авианосец”, а не новый проект.

В этом смысле Индия с Россией действительно братские народы.

“Кузькина” мать

Почему же Кремль строя Крымские мосты, проводя дорогостоящие праздники и выбрасывая деньги на «показуху» в Сирии, не может заняться созданием нового, нормального, современного авианесущего корабля, а продолжает сливать миллиарды на ремонт инвалида “Кузи”?

Возможно, ответ кроется в опубликованном на днях отчете Счетной палаты за 2017 год, который выявил нарушения при расходовании бюджетных средств в отраслях обороны на 1,3 трлн. рублей.

“Нарушения при расходовании средств на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность, включая неэффективное использование федеральных и иных ресурсов, в 2017 году составили в общей сложности 544,5 млрд руб., утверждают в Счетной палате”, сообщает РБК.

И еще одно важное замечание:

“Объем выявленных нарушений в бюджетной системе в прошлом году вырос вдвое: в 2017 году государственный аудит выявил нарушений на 1,87 трлн. руб. (в 2016 году этот показатель составлял 965,8 млрд руб”.

Это говорит о том, что воровать в оборонке стали вдвое больше. Обычно такое наблюдается тогда, когда режим входит в состояние неуверенности в будущем.

Этим объясняется и нежелание создания нормальных российских авианосцев, а постоянное подштопывание старого инвалида “Кузи”.

Единственный российский “недоавианосец” - годами сложившаяся фабрика по распилу бюджетных средств. И людям, занятым в процессе воровства, новые, не ломающиеся корабли просто не нужны. Коррупция - родная мать “Кузи”.

Если Россия начнет делать хорошие корабли, каждый чиновник-ворюга, годами питающийся от “Кузи”, начнет кричать словами Шарикова: “Где ж я буду харчеваться?”

А пока они радостно сливают миллиарды российских налогоплательщиков в “кузькину дыру”, вселяя через кремлевские СМИ гордость за единственный и неповторимый, могучий как весь Советский Союз, тяжелый авианесущий крейсер “Адмирал флота Советского Союза Кузнецов”.

Даже несмотря на то, что авторитетное издание The National Interest включило его в пятерку худших авианосцев мира.

Причем в одном ряду с “корытами” “Кузя” единственный кто еще состоит на службе. Остальные авианосцы - начала прошлого века.

“Все эти корабли в дальнейшем послужили основой для новых авианосцев своих стран, военные которых получили достаточный опыт в их эксплуатации. Исключение составляет “Адмирал Кузнецов”, который «остается в каком-то служении, но еще не производит потомство (по крайней мере, в российском военно-морском флоте)», - цитирует National Interest Лента.ру.

История с “Кузей” - яркая демонстрация здравомыслия политики современной российской власти. Самый плохой в мировой истории авианосец, который является одним из самых дорогостоящих действующих проектов российской оборонки. И одновременно гордостью России.

P.S. При подготовке материала, со стороны некоторых “экспертов” передо мной был поставлен вопрос - России “Кузю” нельзя пускать на металлолом, так как это, в частности, единственная такая тренировочная база для летного состава российской авиации.

Не корректная защита. Дело в том, что в Крыму еще с 70-х годов существует наземный комплекс для отработки посадки и взлета палубной авиации. Именно на нем и учили летать всех, кто затем садился на “Адмирале Кузнецове”.

После развала СССР Россия платила Украине арендную плату за использование “Нитки”. Чтобы перестать платить Украине деньги, Россия стала строить “НИТКУ 2” в Краснодарском крае.

В настоящий момент у России оказалось 2 комплекса подготовки летчиков палубной авиации. Была перезапущена украинская “НИТКА” в аннексированном Крыму,

а в Ейске Краснодарского края заработала “НИТКА 2”.

Таким образом в России существует 2 базы подготовки летчиков палубной авиации для худшего в истории авианосца. По примерным рассчетам, стоимость двух аэродромов подготовки, самого “Адмирала Кузнецова” с расходами на их эксплуатацию, ремонт и поддержание в строю - выше стоимости нового американского авианосца, имеющего многолетний запас “безкапитальной ремонтности”.

Дмитрий Флорин, специально для "Новой-Регион"

поддержать рублём «НГ-Регион»
Хотите получать уведомления о свежих новостях?ДаНет