Расследования
«Адмирал Кузнецов» - «черная дыра» Кремля
Почему Минобороны России спускает миллиарды на постоянный ремонт “недоавианосца”?...
Фото: Открытый источник

Почему Минобороны России спускает миллиарды на постоянный ремонт “недоавианосца”?

Расследование Дмитрия Флорина

ANTIFAKE для “Новой”

Антифейки - наше все. Сейчас они необходимы как никогда, учитывая, что информация стала оружием, с помощью которого можно вести войны и управлять странами.

Когда-то, еще в начале 90-х, работая юнкором, я любил “расчленять” различные сомнительные события, пользуясь правом редактора на страницах своей еженедельной полосной “газете в газете”. Однажды меня вызвал директор и спросил: “Дима, ну почему больше всего ты мочишь свою же школу?” Ответ был прост - потому что я тут все знаю. Тогда директор чуть не лишился должности из-за моей статьи о том, что в реальности будет представлять собой создаваемый в школе “независимый профсоюз учеников”, причем с обязательным в нем членстве с обязательными же взносами.

Директор получил по ушам из РОНО, и стал относиться ко мне еще аккуратней. В конце 90-х, когда я пришел из армии, пытаясь вернуться в свою газету, увидел, что те несколько лет, которые я отсутствовал на гражданке, привели к мутации СМИ от “работаем для читателя”, до “работаем для учредителя”. Плюнул на все и пошел работать в милицию.

Но и уже когда был бойцом ОМОН, “кривизна” медиа достала меня во время нахождения на войне в Чечне. Криворукие НТВшники и прочие “военные корреспонденты” своим непрофессионализмом доводили до бешенства, то сдавая позиции, то вбрасывая непроверенную (или откровенно придуманную) информацию, из-за чего дома семьи сходили с ума от ужаса и уже рвались ехать на Кавказ “забирать” нас домой.

С начала 2000-х годов, когда в медиапространстве стал править его величество “информГеббельс”, драться с ним приходилось часто. Не всегда удачно для изданий. При мне закрывались издания, выигрывались суды против журналистов, нападали, избивали, убивали. И через все это приходилось проходить, становиться еще сильней и продолжать воевать.

Одни из последних антифейковых “боев” в России, когда уже было понятно, что ситуация доходит до недалекой эвакуации из страны, были статьи на сайте партии “Яблока” в 2014 году, например: “Они врут! Как пропаганда госСМИ «жарит» новости языками «иностранных экспертов»”.

В 2015, и это была последняя антифейковая статья перед отъездом из России, на Радио Свободе “расчленял” медиавбросы в связи с расстрелом автобуса с мирными жителями под Волновахой (“Волноваха глазами пропагандиста”)

Спустя пару лет, снимая фильм с передовой в Марьинке под Донецком, проведя ночь на полу в пустом доме на огневой позиции, пролежав под шквальным обстрелом, прикрывая голову, 6 часов до прекращения огня, побывал на том самом блокпосту под Волновахой и сравнил все свои наблюдения по инциденту с расстрелом автобуса, которые я делал еще дистанционно. Все сошлось.

Опыт войны в Чечне сделал возможным анализировать и понимать происходящее на войне, порой без обязательного ее посещения.

В 2016 году запустил проект FakeOff на одном из самых мощных украинских сайтов ТСН. В июне 2016 вышел первый выпуск #Fakeoff, под названием “Космические ужастики Кремля”.

Затем был “Российский ад для украинских беженцев” и “Газовые эротические фантазии Кремля”.

После того, как пришлось уехать из Украины и в связи с переходом в режим “бега” по всему миру, мой FakeOff на некоторое время “подвис”.

И лишь на днях, пройдя огонь, воду и медные трубы, скрываясь от слежки, несколько раз сменив жилье, города и страны, удалось перезапустить FakeOff снова.

“Гиперракета инженера Путина” посвящена “чудо-ракете”, как было заявлено, с ядерной энергетической установкой, о которой президент Путин рассказывал во время послания Федеральному собранию 1 марта этого года.

Атаки фейков становятся все масштабнее и изощреннее. И воевать с ними приходится на несколько фронтов. Этой публикацией хочется открыть “новый фронт” по борьбе с пропагандой и фейками в Сибирской “Новой газете”.

Сегодня все информленты завалены охами и ахами от парада на день ВМФ в Санкт-Петербурге, который принимал Путин. Красивые картинки вливают масло изощренного гиперпатриотизма в податливые умы.

Но многое остается за кадром. Именно об этом и хотелось бы рассказать в этой статье. Пока Путин хвалится “новейшими кораблями в будущем”, хотелось бы напомнить, что у России до сих пор нет ни одного авианосца, с помощью которых проводились все военные операции в мире последних десятилетий, от Ирака, Югославии, Афганистана до Сирии.

Вы сказали “Адмирал Кузнецов”? Вы думаете, что это авианосец? И вы думаете, что он реально действующий? Тогда вы удивитесь, прочитав эту статью

Дмитрий Флорин

"Адмирал Кузнецов" - "черная дыра" Кремля

Худший авианосец в мировой истории, которым является российский “Адмирал Кузнецов”, вернется в строй ВМФ России в 2021 году после очередного ремонта, первоначальной стоимостью в 60 миллиардов рублей. Старый советский крейсер, устаревший еще к моменту своего создания, остается одним из самых дорогих аттракционов Кремля, превращенный в “черную дыру”, поглощающей миллиарды рублей россиян.

“Кузя”: опять на завод

В феврале этого года президент России Владимир Путин наградил “единственную гордость” российского авинанесущего флота. Как отчитались кремлевские СМИ: “Гордость Северного флота - тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» получил орден Ушакова. Вручил государственную награду президент России Владимир Путин в Кремле на церемонии, приуроченной к празднованию Дня защитника Отечества.

И уже в мае этого года единственный российский авианесущий крейсер “Адмирал флота Советского Союза Кузнецов” вновь отправился на завод. Недавно стала известна тщательно скрываемая ранее стоимость очередного ремонта.

“На ремонт и модернизацию тяжелого авианесущего крейсера “Адмирал флота Советского Союза Кузнецов” выделено 60 миллиардов рублей”,- сообщает Лента.ру со ссылкой на Интерфакс.

И предупреждает: “Собеседник агентства уточнил, что техническое задание на проводимые работы подписано и утверждено. По его оценке, “это достаточно оптимистичный вариант ремонта и модернизации авианосца”.

То есть, 60 миллиардов рублей это только если все будет очень “оптимистично”, в противном случае ремонт подорожает. Окончание работ в “оптимистическом варианте” намечено на конец 2020 года.

“Московский комсомолец” называет причиной очередного дорогостоящего ремонта “Кузи” “родовую травму”:

“Что касается котлов и оборудования, то это всегда было главной проблемой “Адмирала Кузнецова”. Фактически его “родовой травмой”, которая стала проявляться с первых же дней передачи корабля флоту”, - сообщает МК, рассказывая о том, что очередной ремонт направлен на исправление именно этих проблем.

Однако если дальше углубляться в литературные высказывания о “родовых травмах”, то правильнее было бы назвать “Кузю” “последним авианесущим живорожденным уродцем советского флота”. И вместо того, чтобы развивать технологии и создать нормальный авианосец, Кремль продолжает вкачивать миллиарды в проект, который изначально был провальным.

История “Кузи”

“Адмирал Кузнецов” - не авианосец. Это крейсер для обмена ракетными ударами с возможностью нести некоторые виды авиации.

Корпус пятого тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) ВМФ СССР “Рига” (будущий “Кузнецов”) был заложен на стапелях Черноморского судостроительного завода в украинском Николаеве 1 сентября 1982 года.

“Рига” отличалась от своих предшественников удлиненной модифицированной палубой, предназначенной для взлета и посадки самолетов традиционных, “горизонтальных” схем (не только вертикального взлета и посадки, как у остальных ТАВКР).

Всего СССР пытался ввести в строй 7 ТАВКР. После развала СССР ТАВКР “Киев” и “Минск” продали Китаю на металл, причем “металл” ушел своим ходом, а в Китае превратился в популярные гостинично-развлекательные комплексы.

“Новороссийск” распилила на металлолом купившая его Южная Корея. “Ульяновск”, который должен был быть крейсером нового проекта с атомной двигательной установкой, был распилен на стапеле в 1992 году.

“Адмирал Горшков” начинали продавать Индии в 1994 году и в конце 2013, после дорогостоящих ремонтов, он наконец-то был передан ВМС Индии.

“Варяг”, перешедший после распада СССР Украине, к 1992 году был достроен на 67%, затем законсервирован. В 1998 году Украина продала его Китаю для переобородувания в очередной торгово-развлекательный центр. Корабль год тянули на буксирах в Китай, где его купило правительство Китая и отдало ВМС для достройки. В 2012 году бывший “Варяг,” ныне “Ляонин” вошел в строй военного флота Китая.

“Адмирал Кузнецов” ранее назывался “Советский союз”, “Рига”, “Леонид Брежнев”, “Тбилиси”. В ноябре 1991 командир корабля Виктор Ярыгин получил телеграмму председателя Верховной рады Украины Леонида Кравчука, что крейсер является собственностью Украины и до принятия правительственного решения должен оставаться на севастопольском рейде.

Но капитан Ярыгин 30 ноября 1991 самовольно вывел корабль в море и 24 декабря дотянул его на базу в Видяево Мурманской области.

Называть “Кузю” авианосцем неправильно, в отличие от авианосцев других стран, корабль был предназначен для определенной цели - ведения глобальной ядерной войны. Его применение для “неядерных” современных военных операций - как в Ираке, Югославии, Ливии и Сирии - проблематично и нелогично. Он предназначен для прикрытия атомных субмарин с ядерными ракетами до, а после ядерного удара - ведения ракетной дуэли с кораблями НАТО.

Корабль был создан для советской концепции ядерной войны. Создан криво, косо, а в современных условиях превратился в инвалида детства, который пугает танки ржавым наганом, сидя в постоянно ломающемся инвалидном кресле.

Болезный “Кузя”

“Кузя” болел всю свою жизнь. В конце 95 года его впервые потащили на боевое дежурство в Средиземное море. После дежурства он пошел в ремонт, длившийся с 96 по 98 год.

В 2000 году его опять потащили на учения, в которых погибла лодка “Курск”. После учений “Кузю” планировали отправить на второе дежурство в Средиземное море, но вместо этого отправили в ремонт, где он пробыл с 2001 по 2004 год.

В 2004 году “Кузнецов” был в месячном походе в Северной Атлантике. С декабря 2007 по февраль 2008 - поход в Атлантику и Средиземноморье. После него - ремонт с февраля по декабрь 2008 года (двигательная установка).

С 2011 по 2014 год - походы к берегам Сирии.

В 2012 году - “полная модернизация” с расчетом работ на 5 лет.

С мая по август 2015 - ремонт в Рослякове (Мурманск). С января по июнь 2016 - ремонт на другом заводе в Мурманске.

С ноября 2016 по январь 2017 - присутствие в Сирии. За месяц в Сирии “Кузя” потерял два истребителя.

9 февраля 2017 года “Кузнецов” вернулся в Мурманск. Стоимость его похода в Сирию составила более 7,5 миллиардов рублей.

Только потерянные “Кузей” Миг-29К и Су-33 стоили около 100 млн. долларов США. Самой же запоминающейся во всем мире деталью от похода “Кузнецова” в Сирию навсегда останется огромное черное облако дыма двигательных установок и пожарные КАМАЗы на его палубе в качестве системы пожаротушения.

По поводу дыма, россиянам объяснили так:

“На самом деле корабли стран НАТО тоже дым пускают. Может, их дым уходит в небеса не так высоко, как наш. Но на то у "Адмирала Кузнецова" и самая высокая труба во всем нашем флоте”, - приводит слова капитана корабля Сергея Артамонова Лента.ру.

Что касается КАМАЗов, флот объяснил это своим ноу-хау и гораздо большей эффективностью, чем у кораблей НАТО.

“По словам администратора интернет-проекта “Отвага-2004” Леонида Карякина, применение на борту авианосца полноценной пожарной машины — оригинальное решение российских моряков, которое в настоящий момент не имеет аналогов за рубежом”, - сообщали Известия, далее объясняя, почему авианосцы всего мира защищены от огня хуже, чем “Кузнецов” с его КАМАЗами.

Пустив на ветер почти 8 миллиардов рублей российских налогоплательщиков, “Кузя вернулся” из Сирии домой и его плавание было названо “успешным выполнением задания”.

После чего он успешно пошел в очередной успешный ремонт за 60 миллиардов рублей.

Тайна “Кузи”

“Адмирал Кузнецов” - яркая иллюстрация политики нынешнего российского руководства. Бездумные понты. Уже ни для кого не секрет, что “Кузя” так и не стал тем, кем его хотели видеть в СССР, не имеет никакого потенциала и лишь прожирает огромные средства российского бюджета, превратившись в “потешный корабль” Кремля, который он после очередного ремонта выкатывает для придания гордости и создания медиа-картинки.

Но любой, заявивший об этом громко, становится “предателем Родины”. Даже люди такого высокого ранга, как бывший замминистра промышленности и торговли РФ Алексей Рахманов, которого в июне 2014 года с помпой назначили главой Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

В апреле 2016 Рахманов в интервью ТАСС заявил, что “Вопрос целесообразности ремонта крупнейших надводных боевых кораблей российского флота, в том числе единственного авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», на сегодняшний день остается не очевидным”:

“Для нас существующий подход к ремонту крупнотоннажных кораблей – “Адмирала Кузнецова”, “Петра Великого” - не является чем-то однозначным и оптимальным по одной простой причине - размер затрат на ремонт кораблей, которым уже 30-35 лет, приближается к стоимости строительства нового корабля, а срок их эксплуатации будет гораздо меньше, чем у корабля новой постройки”, - цитирует слова Рахманова со ссылкой на ТАСС сайт “Новости ВПК”.

Чиновник выразил здравую мысль - восстанавливать ржавое корыто “Кузнецов” обходится в стоимость нового корабля с большим ресурсом.

Естественно, Рахманов стал врагом, и его стали смешивать с грязью:

“С приходом Алексея Рахманова на пост генерального директора ОСК в компании стали происходить совершенно непонятные вещи. Например, к руководству стали привлекаться люди, совершенно не имеющие отношения в судостроению.

Топ-менеджерами становись профессиональные дипломаты, энергетики, гражданские строители. С тех пор в ОСК, как отмечают эксперты, начал происходить развал. А еще стали ходить слухи, что, учась в свое время в США, Рахманов мог быть завербован (страшно сказать) иностранными спецслужбами для нанесения урона такой стратегической отрасли, как судостроение”, - пишет “Moscow Post” в статье “Судные дни Рахманова”, обвиняя Рахманова в “работе не в интересах государства”.

После этого господин Рахманов прекратил все обсуждения “Кузи”, замолчал и сейчас корабль благополучно потащили на очередной ремонт.

Дефектные братья-близнецы “Кузи”

Пока “Кузя” ремонтируется, life.ru предлагает россиянам гордиться что он вообще есть, так как других не будет:

“Нужно честно и трезво оценивать "Адмирала Кузнецова" и всё, что с ним связано. Других авианесущих крейсеров у нас нет и, скорее всего, не будет ещё долгое время. Есть лишь "Кузнецов", который больше половины времени провёл в ремонтных доках, переходя от одного планового ремонта к другому. И тем не менее он способен на переход до Сирии и помощь в проведении операции”, - пишет Life.

И тут же признает:

“Да, "Адмирала Кузнецова" сложно, да и бесполезно сравнивать с лучшими образцами американских авианосцев, отточенных несколькими поколениями. Там за каждым из них стоят несравнимо большие вложенные деньги и опыт, который никак не купить”, - сообщает Life.

Но не отвечает на вопрос - а в чем проблема? Почему Кремль не может начать работать, получить опыт и вложить деньги в нормальные корабли?

Даже трудолюбивые китайцы, которые в свое время выкупили у Украины недоделанный “Варяг” того же проекта, что и “Кузя”, 20 лет пытались сделать из него хоть что-то, вкладывая огромные средства, в итоге, в прошлом месяце публично признали, что это бесполезно.

“Китайская промышленность за восемь лет произвела более 1200 технологических элементов в попытках улучшить приобретенный крейсер, однако возможности его усовершенствования оказались ограничены из-за структурных ограничений и "врожденных" дефектов, цитируют РИА новости Asian Times.

В связи с этим Китай объявил, что приступает к постройке нового авианосца, на смену бывшему “Варягу”, планируя спустить уже нормальный корабль на воду к 2025 году.

Флот Поднебесной решил создать “здоровый” корабль, который сможет нормально выполнять задачи, без присущих советским “недоавианосцам” неизлечимым болезням.

А 5 апреля этого года в Индии начались судебные заседания в ходе которого заслушиваются доклады представителя Минобороны страны по приобретению у России ТАВКР “Викрамадитья” (“Адмирал Горшков”).

Который только в 2013 году с такой помпой был передан Минобороны России для индийского флота.

Причем проблемы у “Горшкова” были всегда. Еще в 2012 году “Комсомольская правда” сообщала, что “Авианосец «Адмирал Горшков» не выдержал испытаний в Баренцевом море. Российский военный корабль уже 14 лет не может стать индийским”.

Сейчас Индия разбирается, зачем она купила у России корабль, который ни для чего не годится и почему он обошелся так дорого:

“В 2004 году Индия заключила контракт на покупку авианесущего крейсера у России. В 2013 году авианосец после глубокой модернизации передан ВМС Индии. Теперь он носит название «Викрамадитья». Первоначальная сумма контракта с РФ, по данным издания The Economic Times (Индия), составляла 0,974 млрд долларов. Однако в 2010-м году в документах индийского Минобороны значилась другая сумма – 2,35 млрд долларов”.

Также заявлено, что от Минобороны Индии требуют “разъяснить общественности”, почему такие средства в ВМС решили потратить на “несовременный авианосец”, а не новый проект.

В этом смысле Индия с Россией действительно братские народы.

“Кузькина” мать

Почему же Кремль строя Крымские мосты, проводя дорогостоящие праздники и выбрасывая деньги на «показуху» в Сирии, не может заняться созданием нового, нормального, современного авианесущего корабля, а продолжает сливать миллиарды на ремонт инвалида “Кузи”?

Возможно, ответ кроется в опубликованном на днях отчете Счетной палаты за 2017 год, который выявил нарушения при расходовании бюджетных средств в отраслях обороны на 1,3 трлн. рублей.

“Нарушения при расходовании средств на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность, включая неэффективное использование федеральных и иных ресурсов, в 2017 году составили в общей сложности 544,5 млрд руб., утверждают в Счетной палате”, сообщает РБК.

И еще одно важное замечание:

“Объем выявленных нарушений в бюджетной системе в прошлом году вырос вдвое: в 2017 году государственный аудит выявил нарушений на 1,87 трлн. руб. (в 2016 году этот показатель составлял 965,8 млрд руб”.

Это говорит о том, что воровать в оборонке стали вдвое больше. Обычно такое наблюдается тогда, когда режим входит в состояние неуверенности в будущем.

Этим объясняется и нежелание создания нормальных российских авианосцев, а постоянное подштопывание старого инвалида “Кузи”.

Единственный российский “недоавианосец” - годами сложившаяся фабрика по распилу бюджетных средств. И людям, занятым в процессе воровства, новые, не ломающиеся корабли просто не нужны. Коррупция - родная мать “Кузи”.

Если Россия начнет делать хорошие корабли, каждый чиновник-ворюга, годами питающийся от “Кузи”, начнет кричать словами Шарикова: “Где ж я буду харчеваться?”

А пока они радостно сливают миллиарды российских налогоплательщиков в “кузькину дыру”, вселяя через кремлевские СМИ гордость за единственный и неповторимый, могучий как весь Советский Союз, тяжелый авианесущий крейсер “Адмирал флота Советского Союза Кузнецов”.

Даже несмотря на то, что авторитетное издание The National Interest включило его в пятерку худших авианосцев мира.

Причем в одном ряду с “корытами” “Кузя” единственный кто еще состоит на службе. Остальные авианосцы - начала прошлого века.

“Все эти корабли в дальнейшем послужили основой для новых авианосцев своих стран, военные которых получили достаточный опыт в их эксплуатации. Исключение составляет “Адмирал Кузнецов”, который «остается в каком-то служении, но еще не производит потомство (по крайней мере, в российском военно-морском флоте)», - цитирует National Interest Лента.ру.

История с “Кузей” - яркая демонстрация здравомыслия политики современной российской власти. Самый плохой в мировой истории авианосец, который является одним из самых дорогостоящих действующих проектов российской оборонки. И одновременно гордостью России.

P.S. При подготовке материала, со стороны некоторых “экспертов” передо мной был поставлен вопрос - России “Кузю” нельзя пускать на металлолом, так как это, в частности, единственная такая тренировочная база для летного состава российской авиации.

Не корректная защита. Дело в том, что в Крыму еще с 70-х годов существует наземный комплекс для отработки посадки и взлета палубной авиации. Именно на нем и учили летать всех, кто затем садился на “Адмирале Кузнецове”.

После развала СССР Россия платила Украине арендную плату за использование “Нитки”. Чтобы перестать платить Украине деньги, Россия стала строить “НИТКУ 2” в Краснодарском крае.

В настоящий момент у России оказалось 2 комплекса подготовки летчиков палубной авиации. Была перезапущена украинская “НИТКА” в аннексированном Крыму,

а в Ейске Краснодарского края заработала “НИТКА 2”.

Таким образом в России существует 2 базы подготовки летчиков палубной авиации для худшего в истории авианосца. По примерным рассчетам, стоимость двух аэродромов подготовки, самого “Адмирала Кузнецова” с расходами на их эксплуатацию, ремонт и поддержание в строю - выше стоимости нового американского авианосца, имеющего многолетний запас “безкапитальной ремонтности”.

Дмитрий Флорин, специально для "Новой-Регион"

поддержать рублём «НГ-Регион»
Хотите получать уведомления о свежих новостях?ДаНет