Новости
Попали в беду? Мы знаем, как помочь!
Правозащитники сформулировали алгоритм действий, которого нужно придерживаться тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации
Илья Кудинов

Как должен действовать человек в ситуации, когда нарушаются его права? Смириться с несправедливостью или начать заведомо неравную борьбу с чиновниками? Эксперты социальной правозащитной сети «Так-так-так» уверены: надо учиться отстаивать свои интересы. На семинаре для журналистов, общественников, гражданских активистов и юристов они рассказали, какой именно алгоритм действий может помочь гражданину успешно решить проблему.

Итак, прежде всего, по словам юриста Анны Гулевич, необходимо обратиться в органы власти. На ответ гражданину отводится, по закону 30 дней (в случае с журналистским запросом срок уменьшается до семи дней). Далее вам придется действовать в зависимости от того, что именно вам ответили чиновники:

- если вам отказали в предоставлении информации, переформулируйте запрос или же разбейте его на несколько вопросов;

- если вы не согласны с ответом, обращайтесь в вышестоящую инстанцию (например, в администрацию города или области, если чиновники районной администрации так и не захотели вас услышать);

- иногда имеет смысл после первого же отказа идти в суд. Еще один вариант – обращение в прокуратуру;

- еще один возможный (и важный!) шаг – это обращение в некоммерческую организацию, специализирующуюся на решении аналогичных вашей проблем. Сотрудники НКО окажут правовую и юридическую помощь, благодаря их советам, вы сможете сэкономить время и нервы.

О важности публичности в спорных ситуациях рассказал участникам семинара координатор по расследованиям сети «Так-так-так», тренер и журналист Илья Кудинов.

«Любая проблема, даже частная, имеет свою аудиторию. Важно понять, где найти и как привлечь эту аудиторию. Даже такая площадка как flamp.ru может сыграть определенную, подчас, решающую роль в решении проблемы», – считает Илья.

Локальная проблема может «тлеть» годами, если о ней знает только узкий круг людей. Иной оборот примет дело, если придать историю огласке. Например, попробуйте максимально задействовать социальные сети. Информация распространяется в них почти мгновенно. Но прежде чем писать пост, подумайте, какой именно общественный интерес содержится в той проблеме, с которой вы столкнулись. Грамотная подача – залог того, что репосты станут делать не только ваши друзья и подписчики, но и сторонние люди.

Прекрасно, если удастся задействовать такой ресурс, как СМИ. Но при общении с журналистами также важно помнить: их интересуют социально значимые сюжеты. Поэтому прежде, чем выходить на контакт с представителями прессы, вы должны сами себе четко ответить на несколько вопросов: «Почему на мою проблему должен обратить внимание журналист? В чем ее значимость? В чем ее ценность для общества?»

По словам Ильи, есть множество примеров успешных историй, где удавалось добиваться результата как раз через публичность.

«Важно понимать, что есть конкретные люди, принимающие решения. И они, оказавшись в дискомфортной ситуации, будут стараться что-то исправить», – уверен Илья. Часто чиновники постфактум начинают сокрушаться: «Что ж вы сор из избы-то вынесли? Мы бы и сами во всем разобрались и все исправили, без лишней огласки». Однако возможно именно публичное внимание к проблеме и подтолкнуло их к тому, чтобы признать ошибочность своих действий и найти приемлемое решение.

Конечно, зачастую только лишь публичности мало для того, чтобы что-то сдвинулось с места. О бедах тех же обманутых дольщиков где только не говорят и не пишут, а воз и ныне там. В таких случаях нужны системные решения на самом высоком уровне. Однако во многих других, так скажем, более частных случаях действия по защите своих прав всегда будут куда лучше бездействия, а общественный резонанс автоматически сделает чиновников более чуткими к проблемам простого человека.

К слову, юридическая неграмотность чиновников может сыграть вам на руку, если вы сумеете привлечь квалифицированного юриста. Практика показывает, что на запросы, составленные юристами, гораздо чаще отвечают по существу, тогда как на жалобы граждан охотнее реагируют отписками.

поддержать рублём «НГ-Регион»
Хотите получать уведомления о свежих новостях?ДаНет