Мнения
Как обращаться в прокуратуру
Меня часто спрашивают, как нужно обращаться в прокуратуру и чего ждать от такого обращения. С одной стороны, зачастую люди ждут от...
Фото: Открытый источник
 

Меня часто спрашивают, как нужно обращаться в прокуратуру и чего ждать от такого обращения. С одной стороны, зачастую люди ждут от прокурора слишком многого, с другой - не знают, что он действительно может.

Вот небольшая памятка:

Основные документы, регламентирующие порядок рассмотрения обращений в органах прокуратуры (применительно к уголовному процессу и исполнению наказаний):

1. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ (далее ФЗ №59);

2. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1-ФЗ;

3. Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (ред. от 05.07.2017) "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации" (далее – Инструкция);

4. Статьи 37, 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

5. Статья 22 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (отсылает к ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Виды обращений:

1) предложение -рекомендация заявителя по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности госорганов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению деятельности государства и общества в социально-экономической и иных сферах;

2) заявление -просьба гражданина или иного лица о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

3) жалоба-просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

4) ходатайство - просьба заявителя о признании в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, определенного статуса, прав, свобод.

Важно: статья 124 УПК РФ регламентирует полномочия прокурора на стадии проверки сообщения о преступлении и следствия (дознания). На практике прокурор не рассматривает по существу жалобы на действия следователя, дознавателя или нижестоящего прокурора в порядке, предусмотренном указанной статьей после направления дела в суд. В этих случаях прокурор направляет разъяснение о том, что дело направлено в суд (вынесен приговор) и вопросы, изложенные в жалобе, подлежат судебной оценке. Обжалование ответа вышестоящему прокурору рассматривается в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» (общий срок – 30 суток).

Виды ответов:

1) «удовлетворено» - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;

2) «удовлетворено повторное обращение» - принято решение об удовлетворении обращения, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и/или по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения, а также по которому подтвердились факты волокиты и небрежности при рассмотрении предыдущего обращения, независимо от принятого по существу обжалуемых вопросов решения (важно – крайне негативный показатель для прокурора);

3) «отклонено» - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными»;

4) «разъяснено» - разъяснены вопросы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом;

5) «принято иное решение» - оставлено без разрешения, возвращено заявителю, приобщено к материалам надзорного (наблюдательного) производства, прекращена переписка;

6) «направлено» - направлено в течение 7 дней со дня регистрации для разрешения в другую прокуратуру, другое ведомство, другую организацию по принадлежности.

Сроки рассмотрения. Общий срок рассмотрения обращения прокурором – 30 суток. Сокращенные сроки (15 суток) предусмотрены для парламентского запроса (не путать с депутатским запросом), а также для обращения, не требующего проверки (более подробно – пункт 5 Инструкции).

В порядке статьи 124 УПК РФ рассматриваются исключительно жалобы. Срок рассмотрения 3 суток, в случае необходимости истребования материалов или приятия мер – до 10 суток.

Важно: в порядке статьи 124 жалобу рассматривает непосредственно надзирающий за лицом, действия которого обжалуются, прокурор. Жалоба на отказ в удовлетворении жалобы на указанного прокурора вышестоящим прокурором рассматривается в общем порядке (30 суток).

Сообщения о преступлении прокурор не рассматривает, они подлежат направлению по подведомственности. Их необходимо направлять непосредственно в орган, имеющий право возбуждения уголовного дела (прокуратура не имеет).

В целях сокращения сроков рассмотрения обращений рекомендуем:

1) направлять обращение прокурору, который непосредственно обладает полномочиями и обязанностью его рассмотрения (иначе по 7 дней минимум на принятие решения о направлении обращения исполнителю, к примеру, путь генпрокуратура-субъект-район потребует около месяца);

2) использовать форму прокурорского разъяснения. Возможно, не обжаловать саму ситуацию, а попросить разъяснения применения закона администрацией учреждения (к примеру, соответствует ли закону удержание администрацией учреждения 75% пенсии), а впоследствии предъявить прокурорское разъяснение должностному лицу;

3) максимально конкретизировать обращение;

4) в случае затягивания ответа обжаловать вышестоящему прокурору бездействие (волокиту) при рассмотрении вашего обращения, не дожидаясь получения первичного ответа;

5) по возможности прикладывать обжалуемые решения.

Ответ прокурора при отказе в удовлетворении обращения заявителя должен быть мотивирован. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. Кроме того, в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Крайне важно: Согласно пункту 4.15 Инструкции, заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств.

Это право прямо предусмотрено статьей 5 ФЗ № 59.

поддержать рублём «НГ-Регион»
Хотите получать уведомления о свежих новостях?ДаНет