Мнения
В булочную на такси
Ну, не автомобилист я - это не специально, так получилось, такой склад характера, видимо. В моем понимании, машина нужна, чтобы съездить...
expertrt.ru

Ну, не автомобилист я - это не специально, так получилось, такой склад характера, видимо. В моем понимании, машина нужна, чтобы съездить на охоту или рыбалку, для всех остальных случаев вполне достаточно городского общественного транспорта - ну, если ты живешь не в совсем уж отдаленных от центра глубинах Омска. Большей частью, по городу я много лет перемещаюсь на такси и вот что должен вам заметить по этому поводу.

Еще лет пять назад таксомоторный извоз в нашем богоспасаемом городке вполне соответствовал его странной сегодняшней репутации. То есть, с бестолковыми, хамоватыми диспетчерами, необязательными водителями и убитым автопарком. Проще было найти одного приличного таксиста, взять у него телефон и вызывать по необходимости, слегка переплачивая за оперативность и обязательность. В других случаях имелись знакомые по регулярным поездкам постоянные частники на пятачке, скажем, у Казачьего рынка, которым было достаточно свистнуть, чтобы они направили на другую сторону улицы первую на очереди машину (да, там у них тоже очередь), которая довезет тебя с твоими объемными пакетами до дома по твердо установленной таксе. В общем, при желании как-то можно было перемещаться в пространстве относительно нормально.

Потом в Омск зашло Яндекс-такси со своим нарядным новым автопарком, отработанным стандартом сервиса и демпинговыми расценками. Клиентам жить стало лучше, жить стало веселее, а таксисты стали жаловаться на падение заработной платы. Через год, правда, тарифы практически уровнялись, но привычка к улучшению комфорта у пассажиров осталась.

Наконец, почти одновременно в городе появились мировые бренды Uber и Gett, которые переключили сознание потребителей такси с телефонных звонков на интернет-заказы. То есть, случилась некая революция традиционного бизнеса, когда исчезли обязательные с советских времен диспетчеры, таксопарки и поиск мелочи для чаевых. Бездушные программы устанавливали крайне простые правила игры: заказ клиента направляется ближайшему водителю, тот обязан забрать пассажира в течение нескольких минут, время подъезда и маршрут движения отслеживается заказчиком. Размер чаевых изначально выбираются пользователем программы, и их стабильный процент взимается автоматически, если ты привязал свою банковскую карту к программе. Если нет - рассчитываешься по старинке, дело вкуса.

Уровень сервиса вырос на порядок, поскольку после каждой поездки клиент должен оценить поездку по пятибальной шкале, и отрицательные баллы в конечном итоге ведут к снижению заработка конкретного водителя. Но при этом система работает и в обратную сторону: водитель ровно так же оценивает пассажира, отчего особо буйным хамам, занесенным в черный список, становится сложнее рассчитывать на скорую и бесперебойную подачу машины по первому требованию.

Общий ценник для пассажира еще более снизился, водители были крайне довольны высоким уровнем заработка (регулярного или нерегулярного, по желанию), в салонах заказываемых машин заметно уменьшилось количество георгиевских ленточек, повязанных на зеркало заднего вида. Пожалуй, год с лишним длилось такое благолепие. Конкуренты - Яндекс и Рутакси - ввели аналогичные приложения, облегчающие жизнь таксистов и клиентов, и жизнь окончательно наладилась. На какое-то время.

Постепенно пассажиры научились привередничать. Скажем, в Рутакси не оказалось возможности безналичного расчета,  у Яндекса и Gett обозначилась довольно путаная система подачи машин под двум и более конечным точкам назначения, а тариф Uber зачем-то в отдельных случаях вырос более чем вдвое относительно конкурентов. Водители стали жаловаться на урезание заработков, соответственно выросло время подачи такси, публика постепенно вновь потянулась от мировых брендов к местным таксомоторным компаниям. Так пока обстоят дела на сегодняшний день по скромным наблюдениям рядового пользователя.

К чему я все это? К тому, что капиталистическая конкуренция, нравится это кому-то или нет, реально приводит к улучшению качества предоставляемых услуг населению. Потому как сравнение временной точки А с временной точкой Б при всех вышеизложенных коллизиях безусловно в пользу текущего момента. И наконец, к тому, что глобализация экономики, которой так любят пугать население радетели самости Земли русской, работает на пользу конечного потребителя, хоть ты тресни.

И да, теперь ждем появления беспилотного такси на солнечных батареях. Маск придет, порядок наведет.

Кат КАТОВ

поддержать рублём «НГ-Регион»
Хотите получать уведомления о свежих новостях?ДаНет